Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОР

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г. о. Саранск, ул. Васенко д.3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа
по учебному предмету
ПО.01.УП.04.
ХОР
Срок обучения 8(9) лет

2025 г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУДО «ДМШ №2»

«Утверждаю»
Директор ______________
/С.А.Шибеев/
«27» марта 2025 г.

« 27 » марта 2025 г.

Разработчик: Кузина Юлия Викторовна, преподаватель хоровых дисциплин,
заведующий отделением «Эстрадное искусство» Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2»

Рецензент: Кузина Елена Викторовна – преподаватель Саранского музыкального
училища им. Л. П. Кирюкова, композитор, Заслуженный деятель искусств РМ

Рецензент: Ежова Надежда Геннадьевна – заместитель директора по учебновоспитательной работе, преподаватель Муниципального образовательного
учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа
№2»

2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Настоящая программа предполагает обучение детей по учебному предмету
«Хор»

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы «Хоровое пение». Возраст поступающих в первый класс - с шести
лет шести месяцев до девяти лет. Срок освоения программы – 8 (9) лет.
Программа

создана

с

учѐтом

учебных

планов

и

федеральных

государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы «Хоровое пение».
Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой
образовательной программы по специальности «Хор» по данному сроку
обучения.
Программа составлена с учѐтом возрастных особенностей обучающихся и
направлена на:
-

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем

детском возрасте;
-

создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-

приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области

хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения
в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
-

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-

подготовку

учреждения,

одаренных

реализующие

детей

к

основные

поступлению

в

образовательные

профессиональные

образовательные

программы в области музыкального искусства.
Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.
Продолжительность занятия определяется учебным планом. Форма
проведения аудиторного занятия хора - групповой урок. Его продолжительность
4

с 1 по 4 класс составляет 40 минут, с 5 по 8 (9) класс - 1,5 академических часа.
Сводная репетиция имеет продолжительность 40 минут.
2. Срок реализации учебного предмета «Хор»
Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Срок освоения
учебного предмета «Хор» в рамках программы «Хоровое пение» для детей, не
закончивших

освоение

образовательной

программы

основного

общего

образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление

в

образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.

3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хор»:
Трудоѐмкость в часах

8-й класс

7-й класс

6-й класс

5-й класс

4-й класс

3-й класс

2-й класс

Распределение по годам обучения
1-й класс

Индекс, наименование
учебного предмета

количество недель аудиторных занятий

32
ПО.01. УП.01 Хор

33

33

33

33

33

33

33

недельная нагрузка в часах
Аудиторные занятия (в
часах)

921

3

3

3

3

4

4

4

4

Самостоятельная
работа (в часах)

362

1

1

1

1

1

2

2

2

1283

4

4

4

4

5

6

6

6

94

10

12

12

12

12

12

12

12

Максимальная учебная
нагрузка по предмету
Консультации (часы в
год)

5

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11
человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), также предусмотрены
сводные репетиции для участников концертного состава коллектива. Возможно
проведение занятий хором следующими группами:
младший хор: 1-4 классы
старший хор: 5-8 (9) классы
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные
формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает
возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять
внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды
внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение
концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности МБУДО «ДМШ № 2» (далее по тексту - Школа).
Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора
музыкальных произведений, работы над хоровой партитурой (пение голосов),
выучивания литературного текста наизусть и др. Увеличение количества часов,
выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с
усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над
техническим, учебным и концертным материалом.
Консультации

проводятся

с

целью

подготовки

обучающихся

к

контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающегося.
5. Цель и задачи учебного предмета «Хор»

6

Цель программы - создание условий для формирования яркой,
творческой личности, всестороннего развития начинающего музыканта через
вокально-хоровое искусство.
Задачи программы:
-

сформировать у обучающегося интерес к музыкальному искусству,

коллективному хоровому исполнительству;
-

развить

чувство

гармонический,

ритма,

музыкальную

ладогармонический,

тембровый

память,
слух,

мелодический,

музыкальность

и

артистизм;
-

сформировать и развить навыки владения различными видами вокально-

хоровой техники, использования средств музыкальной выразительности, навыки
хорового исполнительства;
-

ознакомить с хоровым репертуаром, включающим произведения разных

стилей и жанров в соответствии с программными требованиями, художественноисполнительскими возможностями хорового коллектива;
-

сформировать

представление

о

методике

разучивания

музыкальных

произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- обучить чтению с листа музыкального материала по хоровым партитурам и
самостоятельной работе с ним;
-

развить исполнительскую культуру путем накопления музыкально-слуховых

представлений,
эмоционального,

исполнительского
технического

и

репертуара,

интеллектуального,

художественного

совершенствования

участников школьного хорового коллектива, опыта хорового исполнительства и
публичных выступлений.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Хор»
Обоснованием

структуры

программы

являются

федеральные

государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с
обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
7

 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая
организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках
предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

8.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета «Хор»
Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть
созданы следующие материально-технические условия, которые включают в
8

себя:
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, станками или
подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием;
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со
специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино,
музыкальным центром, нотной и методической литературой).

II.

Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Хор», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной
программы «Хоровое пение»:
аудиторные занятия: с 1 по 4 класс – 3 часа в неделю, с 5 по 8 (9) класс – 4
часа в неделю;
самостоятельные занятия: с 1 по 5 класс – 1 час в неделю, с 6 по 8 (9) класс
– 2 часа в неделю.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению
учебного заведения проводятся консультации.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени.
Аудиторная

нагрузка

по

учебному

предмету

обязательной

части

образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
9

- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и
др.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала
каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может
спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной
группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное
и

эффективное

развитие

музыкального

слуха,

музыкальной

памяти,

музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на
каждом уроке к различным формам работы (дыхательные упражнения,
вокальные упражнения, сольфеджирование, чтение с листа хоровых партитур,
работа

над

образно-художественным

содержанием

произведений,

интонационные, ритмические, творческие упражнения).
1 КЛАСС
Срок обучения 8 (9)лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

1
2
3
4

Наименование
раздела, темы

Певческая
установка
Работа над
дыханием
Работа над звуком
Работа над дикцией
Текущий контроль

Общий объем времени (в часах)

Вид
учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

8

2

6

урок

10

2

8

урок
урок

10
8
2

2
2
1

8
6
1

Контрольны
10

й урок

5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

12

2

10

10
12
8

2
2
4

8
10
4

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

8

2

6

6

2

4

10

2

8

2

1

1

8

2

6

10

2

8

2

1

1

128

32

96

й урок

й урок

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

2 КЛАСС
Срок обучения 8 (9)лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

1
2
3
4

Наименование
раздела, темы

Певческая
установка
Работа над
дыханием
Работа над звуком
Работа над дикцией

Общий объем времени (в часах)

Вид
учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

10

3

7

урок

12

3

9

урок
урок

12
12

2
2

10
10

11

Контрольны
й урок

2

1

1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

12

4

8

10
10
8

2
2
4

8
8
4

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

10

2

8

10

2

8

10

2

8

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

8

2

6

12

2

10

2

1

1

144

36

108

Текущий контроль
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

й урок

й урок

3 КЛАСС
Срок обучения 8 (9)лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

1
2
3

Наименование
раздела, темы

Певческая
установка
Работа над
дыханием
Работа над звуком

Общий объем времени (в часах)

Вид
учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

10

3

7

урок

12

3

9

урок

12

2

10

12

4
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

Работа над дикцией
Текущий контроль

урок

12
2

2
1

10
1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

12

4

8

10
10
8

2
2
4

8
8
4

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

10

2

8

10

2

8

10

2

8

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

8

2

6

12

2

10

2

1

1

144

36

108

Контрольны
й урок

й урок

й урок

4 КЛАСС
Срок обучения 8 (9)лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

1
2

Наименование
раздела, темы

Певческая
установка
Работа над
дыханием

Общий объем времени (в часах)

Вид
учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

10

3

7

урок

12

3

9

13

3
4
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

Работа над звуком
Работа над дикцией
Текущий контроль

урок
урок

12
12
2

2
2
1

10
10
1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

12

4

8

10
10
8

2
2
4

8
8
4

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

10

2

8

10

2

8

10

2

8

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

8

2

6

12

2

10

2

1

1

144

36

108

Контрольны
й урок

й урок

й урок

5 КЛАСС
Срок обучения 8 (9)лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

1
2

Наименование
раздела, темы

Певческая
установка
Работа над

Общий объем времени (в часах)

Вид
учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

10

2

8

урок

14

4

10

14

3
4
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

дыханием
Работа над звуком
Работа над дикцией
Текущий контроль

урок
урок

14
12
2

2
4
1

12
8
1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

14

2

12

16
14
12

2
3
2

14
11
10

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

14

2

12

12

2

10

12

2

10

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

14

2

12

12

2

10

4

2

2

180

36

144

Контрольны
й урок

й урок

й урок

6 КЛАСС
Срок обучения 8 (9) лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

1

Наименование
раздела, темы

Певческая
установка

Общий объем времени (в часах)

Вид
учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

10

2

8

15

2
3
4
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

Работа над
дыханием
Работа над звуком
Работа над дикцией
Текущий контроль

урок

18

8

10

урок
урок

20
16
2

8
8
1

12
8
1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

18

6

12

16
14
14

2
3
4

14
11
10

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

16

4

12

18

8

10

18

8

10

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

14

2

12

14

4

10

4

2

2

216

72

144

Контрольны
й урок

й урок

й урок

7 КЛАСС
Срок обучения 8 (9) лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

1

Наименование
раздела, темы

Певческая

Общий объем времени (в часах)

Вид
учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

10

2

8

16

2
3
4
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

установка
Работа над
дыханием
Работа над звуком
Работа над дикцией
Текущий контроль

урок

18

8

10

урок
урок

20
16
2

8
8
1

12
8
1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

18

6

12

16
14
14

2
3
4

14
11
10

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

16

4

12

18

8

10

18

8

10

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

14

2

12

14

4

10

4

2

2

216

72

144

Контрольны
й урок

й урок

й урок

8 КЛАСС
Срок обучения 8 (9) лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени (в часах)
Максимальна
я учебная
нагрузка

17

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

1
2
3
4
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

Певческая
установка
Работа над
дыханием
Работа над звуком
Работа над дикцией
Текущий контроль

урок

10

2

8

урок

18

8

10

урок
урок

20
16
2

8
8
1

12
8
1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

18

6

12

16
14
14

2
3
4

14
11
10

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

16

4

12

18

8

10

18

8

10

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

14

2

12

14

4

10

4

2

2

216

72

144

Контрольны
й урок

й урок

й урок

9 КЛАСС
Срок обучения 8 (9) лет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.

Наименование

Вид

Общий объем времени (в часах)

18

1
2
3
4
5

7
6

8
9

10
11
12
13

14

15

раздела, темы

учебного
занятия

Максимальна
я учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

Певческая
установка
Работа над
дыханием
Работа над звуком
Работа над дикцией
Текущий контроль

урок

10

2

8

урок

18

8

10

урок
урок

20
16
2

8
8
1

12
8
1

Вокальные
урок
упражненияраспевания
Строй и ансамбль
урок
Сольфеджирование
урок
Работа над текстом
урок
и партиями
Текущий контроль Контрольны

18

6

12

16
14
14

2
3
4

14
11
10

2

1

1

Упражнения
на
урок
развитие ладового
чувства
Работа над
урок
фразировкой
Работа над
урок
динамикой
Текущий контроль Контрольны

16

4

12

18

8

10

18

8

10

2

1

1

Работа над образной
урок
драматургией
произведения
Подготовка к
урок
концертному
исполнению
Контрольны
Промежуточный
й урок
контроль
ИТОГО

14

2

12

14

4

10

4

2

2

216

72

144

Контрольны
й урок

й урок

й урок

2.

Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые
репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия
по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных
19

школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах,
фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно
следующее количество произведений: младший хор 4-8, старший хор– 8-12 (в
том числе a cappella).

Распределение учебного материала по годам обучения
Срок обучения 8 (9) лет
1 класс
Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий,
спокойный, бесшумный и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко
и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона,
ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового
произношения текста.
Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание»,
«начало», «окончание пения».
В течение года обучающиеся должны освоить 4-6 одноголосных песен различных по содержанию и характеру.
Певческая установка при пении сидя и стоя
Певческое дыхание
Звукообразование, высокая певческая позиция
Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком
Унисон
Правильное формирование и округление гласных
Ровное звуковедение
Развитие певческого диапазона
Сглаживание, выравнивание регистров
Дикция. Элементарные приемы артикуляции
Динамическая техника
20

2 класс
Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены
певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма,
как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Укрепление
певческой установки. Научиться петь более продолжительные фразы на одном
дыхании, брать дыхание соответственно характеру, освоить навык «цепного»
дыхания

при

исполнении

продолжительных

музыкальных

фраз.

Уметь

правильно формировать гласные в их чередовании. Освоение гармонического
ансамбля. Развивать свободу артикуляционного аппарата, пение легким, мягким
звуком. Понимать дирижерский жест, касающийся агогических и динамических
изменений.
В течение года в младшем хоре обучающиеся должны освоить 4-8
произведений, как одноголосных, так и двухголосных с сопровождением и без
сопровождения.
Певческая установка
Певческое

дыхание,

умение

следить

за

дирижерским

показом

одновременного вступления и окончания пения
Звукообразование, высокая певческая позиция
Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком
Унисон
Правильное формирование и округление гласных
Ровное звуковедение
Развитие певческого диапазона от ре¹ - фа² октавы
Сглаживание, выравнивание регистров
Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ,
артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат
Работа над динамической техникой

21

Достижение различных видов ансамбля, общехорового строя, развитие
гармонического слуха, развитие навыков цепного дыхания
Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
- мажорная и минорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции
Сольфеджирование хоровых партий.
3 класс
Певческая установка, постоянное певческое место у каждого поющего.
Певческое

дыхание,

умение

следить

за

дирижерским

показом

одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох,
смена дыхания между фразами
Звукообразование, высокая певческая позиция
Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком
Унисон
Правильное формирование и округление гласных
Ровное звуковедение
Развитие певческого диапазона от ре¹ - фа² октавы
Сглаживание, выравнивание регистров
Дикция. Короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное
произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех
согласных, выделение логических ударений, скороговорки
Владение динамической техникой
Достижение различных видов ансамбля, общехорового строя, развитие
гармонического слуха, развитие навыков цепного дыхания.
Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
22

- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции
Выразительность исполнения:
- выражение глаз, лица, мимика.
- многообразие тембровых красок голоса,
- точная и выразительная фразировка,
- соблюдение темпа, пауз, цезур
4 класс
Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не
выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение
ритмического рисунка
Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней,
интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов
Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы,
мягкие окончания, кульминации
Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного
дыхания»
Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы - соль
второй октавы
Работа над кантиленой. Громкость звучания голоса без форсировки.

5 класс
Продолжается

знакомство

с

правилами

пения

и

охраны

голоса.

Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей.
Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в младшем хоре.
Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет
активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого
23

произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и
медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и
пианиссимо.

Развитие

навыков

пения

без

сопровождения

в

трех-,

четырехголосном пении. Соответственно способностям, обучающийся должен
овладеть

подвижностью

голоса,

выявить

красивый

тембр,

укрепить

резонаторные ощущения.
Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада
изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой
интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без
сопровождения.
Формирование исполнительских навыков. Внедрение более сложных
технических приемов в многоголосном пении.
В течение года в старшем хоре за год обучающимися должны быть освоены
и пройдены 6-8 многоголосных произведений, как с сопровождением, так и a
capella, различного склада и фактуры изложения. Работа над дикцией.
Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а также
«в», «д».
Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы
артикуляции.
Секвенционные упражнения, сглаживающие регистры.
Пение гармонических последовательностей.
Работа над дыханием. Равномерное расходование дыхания при исполнении
продолжительных мелодических построений.
Работа над звуком. Пение без сопровождения.
Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе.
Двухголосное пение без сопровождения и с сопровождением.
Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.

6 класс
Работа над вертикальным строем.
24

Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах.
Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.
Усложненное сольфеджирование и транспонирование.
Двухголосное исполнение гамм (параллельных и с альтерированием
ступеней). Двухголосное пение интервалов. Сольфеджирование партий без
поддержки фортепиано.
Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение
мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад,
тональность, форма и т. д.)
Трѐх-четырѐхголосное пение без сопровождения.
7 класс
Работа над вертикальным строем.
Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах.
Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.
Усложненное сольфеджирование и транспонирование.
Двухголосное исполнение гамм (параллельных и с альтерированием
ступеней). Двухголосное пение интервалов. Сольфеджирование партий без
поддержки фортепиано.
Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение
мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад,
тональность, форма и т. д.)
Трѐх-четырѐхголосное пение без сопровождения.
Исполнения произведений со сложным, смешанным,

переменным

размером.
Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое.
Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и
ослаблением звука
Диапазон голоса 2-2,5 октавы.
Градация динамических оттенков от pp до ff.
25

8 класс
Работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трех-четырѐхголосные
вокальные упражнения (аккордового склада)
Полифонические произведения (3-х, 4-хголосные) с сопровождением.
Пение по партиям
Сольфеджирование произведений
Исполнение секвенционных упражнений в 3-4 голоса сольфеджио и на
слоги
Двух-трѐхголосное пение без сопровождения
Сохранение строя при пении без сопровождения. 3-х, 4-х-голосия
9 класс
Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трѐхчетырѐхголосные вокальные упражнения (аккордового склада)
Полифонические произведения (3-х, 4-хголосне) с сопровождением и без
него
Пение по партиям и партитурам
Сольфеджирование произведений
Исполнение секвенционных упражнений в 2-3-4 голоса сольфеджио и на
слоги
Двух-трѐх-четырѐхголосное пение без сопровождения
Сохранение строя при пении без сопровождения 2-х, 3-х, 4-хголосия.
Музыкально-теоретический разбор произведения
Работа

над

трактовкой

и

образно-художественным

произведения.

Формы работы на уроках хора

26

содержанием

Основные формы работы и виды заданий на уроках хорового класса
служат для развития вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти,
чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению
музыкального материала, формируют навыки чтения с листа, чистого
интонирования,

ансамблевого

пения.

На

каждом

уроке

необходимо

пропорционально сочетать упражнения по развитию технических навыков
вокального

исполнительства

и

работу

над

эмоционально-творческим

восприятием музыкальных произведений.
Упражнения на развитие слуха и голоса
Одной из задач учебного предмета «Хоровой класс» является развитие
координации слуха и голоса, а также формирование

навыка чистого

интонирования. Для достижения этой цели могут быть использованы следующие
приѐмы:
Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ дирижѐра с целью
последующего анализа услышанного;
Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах
музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
Использование музыкальных инструментов для активизации слухового
внимания и развития чувства ритма;
Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять
высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу
дирижѐра или группы детей с наиболее развитым слухом;
Пение «по цепочке»;
Моделирование высоты звука движениями руки;
Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижѐра с целью
выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое
внимание;

27

Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией;
Выделение

звуков

из

гармонических

интервалов

и

аккордов

и

воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.;
Упражнения

направленные

на

правильное

формирование

звука,

артикуляцию, певческое дыхание:
Представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведѐн
вслух;
Вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на
гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе
со звука на звук, а также для снятия форсировки;
Вокализация произведений на слог «лю» с целью выравнивания
тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
Выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции
нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться
исполнять в позиции верхнего;
Расширение ноздрей при вдохе (а лучше - до вдоха) и сохранение их в
таком положение при пении, обеспечивает полноценное включение верхних
резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные
ткани, становятся упругими и более твердыми, что способствует отражению
звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
Целенаправленное управление дыхательными движениями;
Произношение текста активным шѐпотом, что активизирует дыхательную
мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает
восприятию звукового эталона;

28

Речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако
при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается
как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и
специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из
способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из
содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое
лежит в основе выразительности исполнения;
Работа над ритмической чѐткостью
По мнению В. И. Краснощѐкова «умение петь вместе, ритмически чѐтко
одновремино произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание,
вступать

и

прекращать

петь,

чѐтко

выявлять

метрическую

структуру

произведения - является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в
ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть
решена ни одна творческая задача».
Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы
хора. Уже во время пения певцы хора относились к ритму вполне сознательно.
Длительности должны активно отсчитываться.
Способы счѐта:
- вслух хором ритмический рисунок.
- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.
После этой настройки следует сольфеджировать и только потом петь со
словами.
Ритмические

особенности

ансамбля

вызываются

также

общими

требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене
темпов или при паузах нельзя допускать удлинения, или сокращения
длительности. Чрезвычайную роль играет взятие дыхания, одновременное
вступление поющих, атака и снятие звука. Дети должны учиться четко,
реагировать на руку дирижѐра.
В профессионально обученных детских хоровых коллективах, чтобы
добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на
29

ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию,
и придаѐт тембровую насыщенность. Метод дробления является одним из самых
эффективных и известен с давних лет.

Сольфеджирование и чтение с листа
Сольфеджирование

способствует

выработке

правильных

певческих

навыков, интонационной точности, развитию чувства ритма, воспитанию
сознательного отношения к музыкальному тексту.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением,
дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности
детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне, постепенно
расширяя его. В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с
листа в унисон отдельно каждой партией, постепенно переходя к работе с
полным составом хора. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует
исполнение мелодии фрагментами хором вслух и про себя.
Сольфеджирование

и

чтение

с

листа

предполагает

пение

без

аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при
потере

ощущения

лада

можно

поддержать

пение

инструментальным

сопровождением.
Как можно раньше следует вводить пение двухголосных произведений с
использованием параллельного движения голосов, подголосочного склада с
преобладанием унисонов. Работа над имитационным двухголосием начинается с
пения канонов. Сольфеджирование, как важнейший вид работы с хоровым
коллективом, активно используется на протяжении всех лет обучения,
постепенно усложняясь от первого до последнего класса.
Основные репертуарные принципы:
1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения
музыкально-художественного кругозора детей).
30

2. Решение учебных задач.
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
современными композиторами и народными песнями различных жанров).
4. Содержание произведения.
5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление
идейно-эмоционального смысла).
6. Доступность:
а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;
7. Разнообразие: а) по стилю;
б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;
г) по сложности.
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание
Младший хор
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении.
Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные
приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в
медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука.
Исполнение

пауз

между

звуками

без

смены

дыхания

(стаккато).

Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового
исполнительства и артистизма.
31

Звуковедение и дикция
Младший хор
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их
формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf,
mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова
согласных к последующему слогу.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и
подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка.
Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие
дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной
активности при нюансах p и pp.
Ансамбль и строй
Младший хор
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической
ровности

при

произнесении

текста.

Постепенное

расширение

задач:

интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической
устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком.
Устойчивое

интонирование

одноголосной

партии

при

сложном

аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение
несложных двухголосых песен без сопровождения.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование
ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального
языка. Выработка чистой интонации при трѐх-четырехголосном пении. Владение
навыками пения без сопровождения.
32

Формирование исполнительских навыков
Младший и старший хор
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного
текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные

виды

динамики.

Многообразие

агогических

возможностей

исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление
двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов:
•Бах И. С. «Весенняя песня», «Уходит день», «Желанный час»
•Бетховен Л. «Походная песня», «Малиновка», «Весною»
•Брамс И. «Колыбельная» (перелож. А. Луканина), «Ночной костер» песня
на основе венгерского танца №1
•Вебер К. «Вечерняя песня»
•Гендель Г.«Хвала смеху», «Песни победы» из оратории «Иуда Маккавей»,
«Радость в мире»
•Дворжак А. «Колыбельная», «Детская песня», «Славянские напевы»
•Мендельсон Ф. «Весна расцветает»
•Моцарт В. «Мы поем веселья песни» (хор из оперы «Похищение из
Сераля»), «Летний вечер», «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы
«Волшебная флейта»)
•Палестрина Дж. «День восходит в зенит», «Спадает долгий зной»
•Перголези Д. «Stabat mater», №11, 12
•Пуленк Ф. « Ave verum corpus»
•Сен-Санс К. «Весна нам с тобой приносит цветы»
33

•Форе Г. «Messa basse», Kyrie eleison, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei
•Шуман Р.«На простор»,«Домик у моря»
Произведения современных зарубежных композиторов:
•Бочар И. (Венгрия) Три шуточные песни: Паровоз, Ладога, Гуси
•Брѐмер Ж. (Голландия) «Bambaya barabam»
•Илиев К. (Болгария) «Белые птенчики»
•Кодай З. (Венгрия)«День за окном лучится». Мадригал.
•Караи И. (Венгрия) «Музыкальная побудка»
•Курц И. (Германия) «Precatio»
•Сорг Г. (Германия) «Agnus Dei»
Русские народные песни:
• «Во лузях» обработка В. Попова
•«Во сыром бору тропина» обработка Л. Абелян
•«Возле речки, возле мосту» обработка М. Иорданского
•«Здравствуй, гостья-зима» обработка Н. Римского-Корсакова
•«Земелюшка - чернозем» обработка А. Лядова
•«Как волнистые туманы» обработка В. Попова
•«Как на тоненький ледок» обработка Т. Потапенко
•«Как о матери любимой» обработка В. Попова
•«Как у нас во садочке» обработка В. Калиникова
•«Летел соколик» обработка В. Попова
•«Не летай, соловей» обработка А. Егорова
•«Повянь, повянь, бурь - погодушка» обработка В. Соколова
•«Русские страницы». Театрализованная кантата для детского хора по
мотивам русского фольклора. Музыка А. Кулыгина
-

Голубчик мой, Ванюша

-

Не ясен сокол

-

Метѐлки

-

Дрѐма

-

А я по лугу
34

•«Скворцы прилетели» обработка В. Калистратова
•«Ты не стой, не стой, колодец» обработка В. Соколова
•«Уж вы, мои ветры» обработка А. Флярковского
•«Я на камушке сижу» обработка Н. Римского-Корсакова
•«Я пойду ли, молоденька» обработка А. Лядова
Песни народов мира:
•«Kiso-Bushi» народная японская танцевальная песня области Кисо
•«В зелѐном лесу» венгерская народная песня обработка В. Попов
•«Веснянка» белорусская народная песня обработка В. Соколова
•«Г имн солнцу» венгерская народная песня обработка У Лассло
•«До чего мне не везѐт» эстонская народная песня обработка В. Тормиса
•«Женчичок - бренчичок» украинская народная песня обработка М.
Леонтовича
•«Пой, пой, певунья птичка» польская народная песня обработка А.
Свешникова
•«Посадил полынь я» болгарская народная песня обработка Г. Димитрова
•«Сел комарик на дубочек» белорусская народная песня обработка С.
Полонского
•«Тарантелла» итальянская народная песня обработка В. Сибирского
•«Хороводная песня» эстонская народная песня обработка Х. Кальюсте
•«Щедрик» украинская народная песня обработка М. Леонтовича
Произведения русских композиторов:
•Архангельский А. «Тебе поем» из заупокойной Литургии
•Верстовский А. «Хор девушек»
•Глинка М. «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин»
•Даргомыжский А.«Тише-тише!» хор из оперы «Русалка»
•Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины»
«Острой секирой»
«Утро»
«Ноктюрн»
35

«Благослови, душе моя, Господа» из Литургии №2
•Кастальский А. «Тебе поем»
•Кюи Ц.«Задремали волны»
•Рахманинов С. Шесть хоров на стихи русских поэтов
-«Слава народу»
-«Ночка» сл. В. Ладыженского
-«Сосна» сл. М. Лермонтова
-«Задремали волны» сл. К. Р.
-«Неволя» сл. Р Цыганова
-«Ангел» сл. М. Лермонтова
•Римский - Корсаков Н. «Колядка девчат» хор из оперы «Ночь перед
Рождеством»
-«Ночевала тучка»
-Хор птиц из оперы «Снегурочка»
•Рубинштейн А. «Горные вершины»
-«Мелодия»
•Танеев С. «Горные вершины»
-«Вечерняя песня»
•Чайковский П. «Вечер»
-«На море утушка купалася» хор девушек из оперы «Опричник»
-«Зеленый шум»
-«Несжатая полоса»
-«Господи, спаси...» Трисвятое
-«Тебе поем»
-«Заступнице усердная»
•Чесноков П. «Лотос»
-«Сельская пирушка»
Произведения советских композиторов:
•Бойко Р. «Минуты»
«Заклинание змей»
36

•Дунаевский И. «Пути - дороги»
-«Колыбельная»
•Жубинская В. «Дети одной планеты»
•Крылатов Е.«Ласточка»
•«Ваши глаза» из телефильма «Чехарда»
•Лагидзе Р «Весенняя песня»
•Парцхаладзе М. «Весна»
•Пахмутова А.«Утро, здравствуй!»
•Петров А. «Я шагаю по Москве»
•Ребиков В. «Облаком волнистым»
-«Тѐплый ветер»
•Свиридов Г. «Ты, запой мне ту песню, что прежде. »
-«Колыбельная»
•Струве Г. «Музыка»
•Фрадкин М. «Как рождаются звезды»
•Хромушин О. «Фантазия на тему еврейских народных песен»
-«На рыбалке»
-«Тум –балалайка»
-«Хава нагила»
•Шебалин В. «Незабудка»
•Щедрин Р «К вам, павшие» (перелож. для детского хора В. Попова)
•Эшпай А. «Песня о криницах»
Произведения отечественных современных композиторов:
•Гсель Г. «Детская месса»
•Кадомцев И. «Сохрани, Господь, и спаси»
-«Два хора на стихи Муссы Джалиля»
-Кукушка, Петушок
•Кулыгин А. «Русские страницы» театрализованная кантата для детского
хора по мотивам русского фольклора
-Голубчик мой, Ванюша
37

-Не ясен сокол
-Метѐлки
-Дрѐма
-А я по лугу
•Молчанов К. «Романс Женьки» из оперы «Зори здесь тихие»
•Подгайц Е. «Три хора на стихи А. С. Пушкина»
-Роза, Младенцу, Туча
•Славкин М. «Христос с тобой!» вокальный триптих для детского хора и
фортепиано на стихи К. Р:
-«Когда креста нести нет мочи»
-Научи меня, Боже, любить (молитва)
-Христос с тобой
«Земля» вокальный цикл для детского хора на стихи Элинор Фарджен
-Полярная звезда
-Утренние звуки
-Снег
-Новый год
-Земля
«Три миниатюры на стихи Эдуарда Межелайтиса»
-Лицо вечера, Музыкальное упражнение, Мои облака
•Шмидт Э. «Кукушка»
Примерные программы экзамена в 7 классе
1) Примерные концертные программы
1 вариант
•

Венгерская народная песня «В зелѐном лесу» обработка В. Попов

•

Кастальский А. «Тебе поем»

•

Кюи Ц.«Задремали волны»

•

Молчанов К. «Романс Женьки» из оперы «Зори здесь тихие»

•

Пуленк Ф. « Ave verum corpus»
38

•

Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька» обработка А.

Лядова
•

Свиридов Г. «Ты, запой мне ту песню, что прежде...»

•

Славкин М. «Христос с тобой!» вокальный триптих для детского

хора и фортепиано на стихи К. Р.:
-

Когда креста нести нет мочи

-

Научи меня, Боже, любить (молитва)

-

Христос с тобой

•

Японская танцевальная народная песня «Kiso-Bushi» области Кисо

2 вариант
•

Венгерская народная песня «Гимн солнцу» обработка У Лассло

•

Жубинская В. «Дети одной планеты»

•

Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины»

•

Крылатов Е.«Ласточка»

•

Русская народная песня «Во лузях» обработка В. Попова

•

Русская народная песня «Во сыром бору тропина» обработка Л.

Абелян
•

Славкин М. «Земля» вокальный цикл для детского хора на стихи

Элинор Фарджен
-

Полярная звезда

-

Утренние звуки

-

Снег

-

Новый год

-

Земля

•

Сорг Г. (Германия) «Agnus Dei»

2) Примерные программы экзамена (сдача партий)
1 вариант
•Шмидт Э. «Кукушка»
39

•Кулыгин А. «Русские страницы» театрализованная кантата для детского
хора по мотивам русского фольклора
-Голубчик мой, Ванюша
•Форе Г. «Messa basse», Kyrie eleison
•Струве Г. «Музыка»
2 вариант
•Кастальский А. «Тебе поем»
•Славкин М. стихи Э. Межелайтиса «Лицо вечера»
•Брамс И. «Колыбельная» (перелож. А. Луканина), «Ночной костер» песня
на основе венгерского танца №1
•Вебер К. «Вечерняя песня»
3 вариант
•Русская народная песня «Как на тоненький ледок» обработка Т.
Потапенко
•Ребиков В. «Облаком волнистым»
•Украинская народная песня «Щедрик» обработка М. Леонтовича
•Моцарт В. «Мы поем веселья песни» (хор из оперы «Похищение из
Сераля»),
4 вариант
•Шебалин В. «Незабудка»
•Щедрин Р. «Тиха украинская ночь»
•Дж. Перголези «Stabat Mater» № 12
•Фрадкин М. «Как рождаются звезды»
Примерные программы выпускного экзамена (8 класс)
1 вариант
•«Тарантелла» итальянская народная песня обработка В. Сибирского
•Дворжак А. «Колыбельная»
•Даргомыжский А.«Тише-тише!» хор из оперы «Русалка»
2 вариант
40

•«До чего мне не везѐт» эстонская народная песня обработка В. Тормиса
•Бетховен Л. «Походная песня»
•Рубинштейн А. «Горные вершины»
3 вариант
•«Посадил полынь я» болгарская народная песня обработка Г. Димитрова
•Шуман Р.«На простор»
•Эшпай А. «Песня о криницах»
4 вариант
•Гендель Г. «Хвала смеху»
•Шебалин В. «Незабудка»
•Хромушин О. «Фантазия на тему еврейских народных песен» - «На
рыбалке»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Хор» является:
*

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

коллективному музыкальному исполнительству;
*

умение

самостоятельно

разучивать

и

грамотно

исполнять

музыкальные произведения различных жанров и стилей;
*

знание хорового репертуара, включающего произведения разных

стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
*

знание профессиональной терминологии;

*

умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

*

развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-

слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального,
эмоционального,

технического

и

художественного

совершенствования

участников школьного хорового коллектива;
*

приобретение

навыков

по

использованию

музыкально-

исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых

41

произведений, владению различными видами вокально-хоровой техники,
использованию художественно оправданных технических приемов;
*

наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
*

наличие

музыкальной

памяти,

развитого

мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха;
*

наличие навыков репетиционно - концертной работы.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды

контроля

и

учѐта

успеваемости:

текущий

контроль,

промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока
в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля
учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств и проводится с
целью определения:
-

качества реализации образовательного процесса;

-

качества

теоретической

и

практической

подготовки

по

учебному предмету;
-

уровня знания, умений и навыков, сформированных у

обучающегося на определѐнном этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен,
зачѐт, контрольный урок.
42

В соответствии с федеральными государственными требованиями к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная
аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах,
экзаменах, исполнения концертных программ.
Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком
проведения. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на
академическом концерте.
Выступления

обучающихся

оцениваются

характеристикой,

в

которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а
также

оценкой

по

пятибалльной

системе,

которая

выставляется

коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму
контроля

(оценки)

освоения

предпрофессиональных
искусств

в

выпускниками

общеобразовательных

соответствии

с

дополнительных

программ

федеральными

в

области

государственными

требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации указанных образовательных программ, а также
срокам их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. По
итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Оценка

заносится

в

свидетельство об окончании Школы.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения младшего и старшего хоров используются две
основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждой четверти.
43

Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.
Методы текущего контроля:
- сдача партий в квартетах, соло.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе
текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки
знаний хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях
хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог,
опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка,
прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень
его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на зачете (академическом концерте);
 другие выступления ученика в течение учебного года.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс

Вид
контрольного
прослушивания

Месяц
проведения

Академический
концерт
Исполнение
концертной
программы
Исполнение
концертной
программы

апрель

7 класс

Экзамен

май

8 класс

Итоговая

май

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс

апрель

апрель

44

Программные требования
4 разнохарактерных произведения
наизусть в составе коллектива
4-6 разнохарактерных, разножанровых
произведений наизусть в составе
коллектива
6-8 разнохарактерных, разножанровых
произведений наизусть в составе
коллектива
6-8 разнохарактерных, разножанровых
произведений наизусть в составе
коллектива.
Умение наизусть исполнить:
- сольно свою партию из двух
произведений (одно из которых a capella)
- в составе хорового ансамбля (два
произведения трех-четырехголосной
фактуры, одно из которых a capella)
8-10 разнохарактерных, разножанровых
произведения наизусть в составе

коллектива.
Исполнение своей хоровой партии в трех
произведениях из репертуара хора:
- народная песня
- произведение зарубежного композитора
- произведение отечественного
композитора.

аттестация.
Выпускной
экзамен

2.Критерии оценок
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
- артистичное поведение на сцене;
- увлечѐнность исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием
музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- свободное владение специфическими технологическими
видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

- незначительная

нестабильность
психологического
поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения,
музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный
слуховой
контроль
собственного
исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без
образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных,
технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое
реагирование
на
изменения
фактуры,
артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.

45

2 («неудовлетворительно») -

«зачет» (без отметки)

частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения, соответствующий программным
требованиям

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного
образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества
исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность
более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности

учащихся

выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального образования в области музыкального хорового искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Предмет
дополнительной

«Хор»,

наряду

с

другими

предпрофессиональной

предметами

учебного

общеобразовательной

плана

программы

«Хоровое пение», ставит перед собой цель - создание условий для формирования
яркой, творческой личности, всестороннего развития начинающего музыканта
через вокально-хоровое искусство. Не менее важной целью является подготовка
наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в
средних специальных учебных заведениях.
За время обучения в музыкальной школе обучающийся приобретает
определѐнный программой объем знаний и практических навыков коллективного
хорового исполнительского творчества, которые дают ему возможность
понимать и выявлять художественную идею, стилистические и жанровые
особенности исполняемой музыки.
46

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является
развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен
выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления
обучающегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося
чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы,
мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и
т.д., а затем, со временем - учить передавать средствами музыкальной
выразительности различные настроения, образы, чувства.
Вокальная работа в хоре имеет свои особенности, которые включают в
себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй,
единую манеру звукообразования и звуковедения, организацию певческого
дыхания и вокальной позиции звука, четкую дикцию и другое. Качество
ансамбля, умение петь вместе, чувствовать друг друга, добиваться единства
поставленных задач для раскрытия образа произведения всегда в центре
внимания работы педагога.
Серьезное вокально-хоровое воспитание обязательно основывается на
знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп.
Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования
совсем другой, чем у старших детей. Многообразие индивидуальных различий
детского голоса (тембр, диапазон, динамические возможности) обуславливают
индивидуальный подход в выборе принципов и методов обучения.
Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально-хоровых
навыков, необходимо приучить детей принимать правильную певческую
установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении
стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова
держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит
удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата.
Известно, что подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и
поддерживать, так как эти качества легко теряются при наличии перерыва в
занятиях. В этой связи становится очевидной значимость самостоятельной
47

работы хористов как важной части целостной системы обучения. Чтобы
повысить

эффективность

самостоятельных

занятий,

педагог

помогает

обучающемуся спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как
правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы
необходимо постоянно демонстрировать обучающемуся в классе, чтобы убедить
в их пользе и необходимости. Урок - самостоятельная работа обучающегося концертное выступление являются той необходимой триадой музыкального
образования, на которой базируется учебно-воспитательный процесс.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается
объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина
самостоятельной

работы

могут

быть

выработаны

только

тогда,

когда

обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько
времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы
преодолеть

трудности.

Результаты

своей

работы

обучающийся

должен

осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо,
чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном
этапе.
Как

показывает

практика,

у

каждого

преподавателя

в

процессе

педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно,
чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков обучающихся,
повышение

их

музыкальной

культуры

и

образованности,

накопление

музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая
активность, фантазия, воображение, впечатлительность. Кроме того, специфика
хорового пения, как коллективной формы исполнительства, способствует
развитию таких человеческих качеств, как уверенность в себе, раскованность,
коммуникабельность, дружелюбие, ответственность, справедливость.
Постоянная

тесная

связь

преподавателя

с

родителями,

его

информированность об условиях жизни каждого обучающегося, о «климате» в
семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с
родителями очень важно подчѐркивать необходимость уважительных отношений
48

к занятиям музыкой, поддержки стремления ребѐнка к прекрасному, к
духовности и культуре.
Основой учебно-творческого процесса в обучении хоровому пению
является репертуар, который должен быть разнообразным по жанру, стилю,
эпохам. Его планомерное, последовательное освоение от простого к сложному, с
учетом основных дидактических принципов - важный фактор, как обучения, так
и воспитания хористов. Музыкальное произведение должно быть, прежде всего,
доступным для исполнения, подразумевается доступность диапазона и образного
строя. Очень важно, чтобы обучающимся было понятно и интересно то, о чем
они поют.
Репертуарный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе
обучения в репертуар могут быть внесены изменения.
Особого внимания преподавателя требуют вопросы межпредметных
связей. Знания, полученные на уроках сольфеджио, музыкальной литературы,
обязательно должны увязываться с материалом, изучаемым по специальности.
Преподаватель должен интересоваться, что изучается по другим предметам,
чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.
Хоровой коллектив целесообразно формировать таким образом, чтобы в
совместном музицировании участвовали дети, обладающие примерно равными
вокальными возможностями и навыками:
•

хор первого класса

•

хор вторых-четвертых классов (младший хор)

•

хор пятых-восьмых классов (старший хор).

В программе предлагается примерный перечень произведений, различных
по уровню сложности, и рекомендуемых для исполнения на академических
концертах, экзаменах, концертах.
Очень

важна

работа

по

воспитанию

сценического

самочувствия

обучающихся. Дело преподавателя - сформировать увлеченный коллектив
единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной
потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и
49

выразительных средств, глубокая сосредоточенность - залог успешного
концертного выступления.
2.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы

учащихся определяется с учетом

минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе
хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна
заключаться

в

систематической

проработке

своей

хоровой

партии

в

произведениях, изучаемых в хоре. Учащийся регулярно готовится дома к
контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки
учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой
голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться
преподавателем

и

обеспечиваться

партитурами

и

нотными

изданиями,

хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по
данному предмету.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.

Список рекомендуемых нотных сборников

Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2.
М.,1966
«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001
«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и
зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963
«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975
«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989
50

«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.),
М., 2002
Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979
Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969
Тугаринов

Ю.

«Произведения

для

детского

хора»,

2-е

издание.

детских

хоровых

«Современная музыка», 2009
«Хоры

без

сопровождения»,

для

начинающих

коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965
Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М.,
1995
2.

Список рекомендуемой методической литературы

1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987
3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль,
«Академия развития», 1997
4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокальнохоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое
пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. –
Санкт-Петербург, 2000
8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального
воспитания. Учебное пособие. М.,1990
9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. М.,1988
12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».