Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства Хоровое пение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.о. Саранск, ул. Васенко д.3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Предметная область
Исполнительская подготовка

Срок реализации 8 (9) лет

Саранск 2025 г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУДО «ДМШ №2»

«Утверждаю»

«27 » марта 2025 г.

«27» марта 2025 г.

Директор ______________
/С.А.Шибеев/

Разработчик: Кузина Юлия Викторовна, преподаватель хоровых дисциплин,
заведующий отделением «Эстрадное искусство» Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Детская
музыкальная школа №2»

CТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимся образовательной
программы в области искусств «Хоровое пение»
3. Учебный план
4. График образовательного процесса
5. Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
6. Программа методической деятельности образовательного учреждения
7. Программа творческой и культурно-просветительской деятельности
МБУДО «ДМШ № 2» г. о. Саранск

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 26.12.2012 г., в МБУДО «Детская музыкальная
школа
№
2»
г.
о.
Саранск
реализуется
дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Хоровое пение».
1.

1.2. Дополнительная
предпрофессиональная
общеобразовательная
программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана
в соответствии с федеральными государственными требованиями,
установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту - ФГТ).
Программа разработана с учѐтом:
обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
и высшего профессионального образования в области музыкального
искусства;
-

сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
-

Программа «Хоровое пение» составлена с учѐтом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся
Цель программы:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте; создание условий для их художественного
образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития;
подготовка к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
•

Задачи программы:
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового
пения; игры на фортепиано, вокального исполнительства, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
•

•

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов мира;
•

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
•

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
•

воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
•

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
•

выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению, в соответствии с программными требованиями, учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению
навыков творческой деятельности, в том числе коллективного
музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися
в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художственно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных
способов достижения результата.
•

1.3. Срок освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Хоровое пение» для детей, поступивших
в школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть
увеличен на один год.
Школа имеет право реализовывать ОП в сокращенные сроки, а также

по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.4. При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» школа
проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор
детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить
наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти,
вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить
самостоятельно подготовленное вокальное произведение a capella или с
собственным сопровождением на фортепиано.
1.5. Оценка качества образования по программе «Хоровое пение»
производится на основе ФГТ.
Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Хоровое пение» завершается итоговой
аттестацией обучающихся, проводимой школой.
2.
Требования к условиям реализации программы «Хоровое пение»
представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации
программы «Хоровое пение» с целью достижения планируемых результатов
освоения данной ОП.
2.1. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности, школа
создает
комфортную,
развивающую
образовательную
среду,
обеспечивающую возможность:
•
выявления и развития одаренных детей в области музыкального
искусства;
•
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
•
организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
•
организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам
искусств,
образовательными
организациями
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства;
•
использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития
музыкального искусства и образования;

•
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
•
построения содержания
программы
«Фортепиано»
с
учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;
•
эффективного управления школой.
2.2. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели, со второго по восьмой (девятый) классы 34 недели. (См. график
учебного процесса).
2.3. С первого по девятые классы в течение учебного года
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 14 недель в первом классе и 13 недель со второй
по восьмой (девятый) класс. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
в сроки, установленные при реализации основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования. (См. график
учебного процесса)
2.4. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от
2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). (См. учебные
планы).
2.5. Школа обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс»
на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться
на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые
учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности школы.
2.6. Программа «Хоровое пение» обеспечивается учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
2.7. Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. (См.
учебные программы по предметам).
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности школы.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудиои видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по
каждому учебному предмету.
2.8. Реализация
программы
«Хоровое
пение»
обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению школы. Консультации
могут проводиться рассредоточено в объеме 126 часов при реализации ОП со
сроком обучения 8 лет и 150 часов при реализации ОП с дополнительным
годом обучения. (См. учебный план).
3.
Требования к структуре программы «Хоровое пение» определяют
содержание и организацию образовательного процесса в школе.
3.1 Программа «Хоровое пение» направлена на творческое, эстетическое,
духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для
приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы
по изучению и постижению музыкального искусства.
Программа «Хоровое пение», разработанная школой на основании ФГТ,
содержит следующие разделы:
•
пояснительная записка;
•
планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
•
учебный план;
•
график образовательного процесса;
•
программы учебных предметов;
•
систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения ОП обучающимися;
•
программу творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности школы.
3.2. Программа «Хоровое пение» включает два учебных плана в
соответствии со сроками обучения. Учебный план программы «Хоровое
пение» предусматривает следующие предметные области:
•
музыкальное исполнительство;
•
теория и история музыки;
•
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
Срок обучения 8 лет Обязательная часть:

•
ПО.01.УП.01. Хор
•
ПО.01.УП.02. Фортепиано
•
ПО.01.УП.03. Основы дирижирования
•
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
•
ПО.02.УП.02. Слушание музыки
•
ПО.02.УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
Вариативная часть:
•
В.01.УП.01. Сольное пение
•
В.01.УП.02. Вокальный ансамбль
3.3. При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет
1994 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам
(УП):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Хор – 946 часов, УП.02.
Фортепиано - 338 часов, УП.03. Основы дирижирования - 34 часа;
ПО.02. Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 389 часов, УП.02.
Слушание музыки - 100 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 187 часов.
При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом
обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 2368 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Хор - 1082 часа, УП.02.
Фортепиано - 406 часов, УП.03. Основы дирижирования - 68 часов;
ОП.02.Теория и история музыки: Сольфеджио - 440 часов, Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная) - 238 часов, Элементарная теория
музыки - 34 часа.
Дополнительный год обучения (9 класс) Обязательная часть:
•
ПО.01.УП.01. Специальность и чтение с листа
•
ПО.01.УП.02. Ансамбль
•
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
•
ПО.02.УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
•
ПО.02.УП.03. Элементарная теория музыки
Вариативная часть:
•
В.01.УП.01. Сольное пение
•
В.01.УП.02. Вокальный ансамбль
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные
предметы
вариативной
части
определяются
школой
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый
школой на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может
составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей
обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
3.4. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем
учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю
(без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации,
затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях
школы).
3.5. Оценка качества реализации программы «Хоровое пение» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
3.6. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудиои видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд школы укомплектован печатными или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных
произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами,
клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,
соответствующем требованиям программы «Хоровое пение». Основной
учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и
история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2
экземпляра на каждые 100 обучающихся.
3.7. Реализация
программы
«Хоровое
пение»
обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или
высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее
профессиональное
образование,
может
быть
заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и

государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
образование и стаж практической работы в соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет. (См. «Кадровый состав
школы»)
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-34 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую,
творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме
не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в школе, имеющих
лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические
работники школы должны осуществлять творческую и методическую работу.
Школа создает условия для взаимодействия с другими образовательными
организациями, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том
числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано»,
использования передовых педагогических технологий.
3.8. Финансовые условия реализации программы «Хоровое пение»
обеспечивают школе исполнение ФГТ.
При реализации программы «Хоровое пение» необходимо планировать
работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
по учебному предмету «Хор» и консультациям по данному учебному
предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
по учебному предмету «Основы дирижирования» - 100 процентов
аудиторного учебного времени;
при введении в вариативную часть ОП учебного предмета «Ансамбль»,
«Сольное пение» - до 100 процентов аудиторного времени.
3.9. Материально-технические условия реализации программы «Хоровое
пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов,
установленных ФГТ.
Материально-техническая база школы соответствует санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает
своевременные сроки текущего ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
•
концертный зал с концертным роялем, хоровыми станками, пультами и

звукотехническим оборудованием;
•
библиотеку;
•
помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку);
•
учебные
аудитории
для
групповых,
мелкогрупповых
и
индивидуальных занятий;
•
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор».
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Специальность и чтение с листа» оснащены пианино. Учебные аудитории
для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для
реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано или
роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками,
столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными
пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов. Школа обеспечивает выступления
учебных коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых) в сценических
костюмах.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
2.1. Минимум содержания программы «Хоровое пение» должен
обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и
приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
2.2. Результатом освоения программы «Хоровое пение» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
•
знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых
жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
•
знания музыкальной терминологии;
•
умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так
и в составах хорового и вокального коллективов;
•
умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

•
умения создавать художественный образ при исполнении
музыкального произведения;
•
навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
•
первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
•
навыков публичных выступлений;
б) инструментального:
•
знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
•
знания музыкальной терминологии;
•
умения грамотно исполнять музыкальные произведения на
фортепиано;
•
умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
•
умения создавать художественный образ при исполнении на
фортепиано музыкального произведения;
•
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения;
•
умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных
музыкальных произведений;
•
навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
•
навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
•
первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
•
навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
•
знания музыкальной грамоты;
•
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных
и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных
произведений;
•
первичные знания в области строения классических музыкальных
форм;
•
умения использовать полученные теоретические знания при вокальнохоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на
инструменте;
•
умения осмысливать музыкальные произведения, события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
•
навыков восприятия элементов музыкального языка;
•
сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
•
навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе
путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования,
пения с листа;
•
навыков анализа музыкального произведения;
•
навыков записи музыкального текста по слуху;
•
первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

2.3. Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным
годом обучения, сверх обозначенных в пункте 2.2, является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
•
знания основного вокально-хорового репертуара;
•
знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокальнохоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
•
знания основ дирижерской техники;
б) инструментального:
•
знания основного фортепианного репертуара;
•
знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных
произведений;
•
умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;
•
умения
исполнять музыкальные произведения на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
•
первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в
области музыкального, искусства;
•
первичные знания и умения в области элементарной теории музыки
(знания основных элементов музыкального языка, принципов строения
музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения
осуществлять
построение
интервалов
и
аккордов,
группировку
длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
•
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с
объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
•
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки
зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного
изложения материала (типов, фактур);
•
навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
•
навыков восприятия современной музыки.
2.4. Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
2.4.1. Хор:
•
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
хоровому исполнительству;
•
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей
хоровых
партитур,
художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;

•
знание профессиональной терминологии;
•
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
•
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том
числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым
коллективом;
•
сформированные практические навыки исполнения авторских,
народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых
•
произведений для детей;
•
наличие практических навыков исполнения партий в составе
вокального ансамбля и хорового коллектива.
2.4.2. Фортепиано:
•
воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального
искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
•
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности
фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
•
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры);
•
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
•
знание профессиональной терминологии;
•
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
•
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
•
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
•
навыки
по
решению
музыкально-исполнительских
задач,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы,
жанра и стиля музыкального произведения;
•
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
2.4.3. Основы дирижирования:
•
знание основного вокально-хорового репертуара;
•
умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских
возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом
материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

•
наличие первичного практического опыта по разучиванию
музыкальных произведений с хоровым коллективом.
2.4.4. Сольфеджио:
•
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного
звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма,
знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В
том числе:
•
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной
музыкальной терминологии;
•
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
•
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
•
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;
•
вокально-интонационные навыки.
2.4.5. Слушание музыки:
•
наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее
основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
•
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе
восприятия музыкального произведения;
•
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов
искусств.
2.4.6. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
•
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
•
знание творческих биографий зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным требованиям;
•
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
•
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический
материал пройденных музыкальных произведений;
•
навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
•
знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами

искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы),
основные стилистические направления, жанры;
•
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
•
знание профессиональной музыкальной терминологии;
•
сформированные основы эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
•
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве композиторов;
•
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
•
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать
его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи
с другими видами искусств.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.1. Учебный план образовательной организации разработан в соответствии
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 26.12.2012 г. и федеральными государственными требованиями к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а
также срокам их реализации.
3.2. Учебные
планы
являются
частью
дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств,
отражают структуру этих программ, определяют содержание и организацию
образовательного процесса в образовательной организации. Учебный план
является
основным
документом,
определяющим
содержание
образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением.
Учебный план призван направить образовательной процесс на решение
следующих задач:
•
обеспечение условий для сохранения и совершенствования лучших
традиций отечественного художественного образования;
•
обеспечение условий для выполнения одной из важных задач
художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир
искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;
•
использование
вариативных
подходов
в
целях
адаптации
образовательных программ к способностям и возможностям каждого
обучающегося;
•
максимальное использование творческого потенциала педагогических
работников. Структура и содержание Учебного плана школы ориентированы
на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его

обучения, создание наиболее благоприятных условий организации учебного
процесса. Данный принцип позволяет определить перспективы развития
каждого ребенка и, тем самым, дает возможность большему количеству
способных детей включиться в процесс художественного образования.
4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1 В соответствии с законодательством Российской Федерации в области
образования, федеральными государственными требованиями к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации, а также срокам реализации
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в
области искусств график образовательного процесса является частью данных
программ.
4.2. График образовательного процесса определяет его организацию и
отражает: срок реализации образовательной программы в области искусств,
бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного
на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, а также сводные данные
по бюджету времени.
4.3. В образовательном учреждении учебный год начинается 1 сентября и
заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.
4.4. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели, со второго по восьмой (девятый) классы 34 недели.
4.5. С первого по девятые классы в течение учебного года
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы
проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего
образования.

5. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
академические концерты, прослушивания, технические зачеты и т.д. Система
оценок в рамках текущего контроля успеваемости предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».
6.1 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным
требованиями, Уставом образовательного учреждения.
Основной задачей промежуточной аттестации является установление
соответствия
знаний
обучающихся
требованиям
дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области
музыкального искусства, глубины и прочности полученных знаний, их
практическому применению.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения
ответственности
образовательного
учреждения
за
результаты
образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися
образовательных программ каждого года обучения в образовательном
учреждении,
за
степень
усвоения
обучающимися
Федеральных
государственных требований, определенного образовательной программой в
рамках учебного года и курса в целом.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств.
6.2.
Формы и периодичность промежуточной аттестации определяются
учебным планом по реализуемой образовательной программе в области
искусств.
6.3.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной
деятельности обучающихся по окончании четверти, по окончании полугодий
учебного года, при этом во втором полугодии - по каждому учебному
предмету.
6.4.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен,
зачет, контрольный урок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в
зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного
зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося

оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4(хорошо), 3
(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по
окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
6.5.
Реализация образовательных программ в области искусств
предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их
подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного
учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточенно в объеме,
установленном ФГТ.
6.6.
В соответствии с ФГТ экзамены, контрольные уроки, зачеты могут
проходить в виде технических зачетов, академических концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ, устных опросов.
6.8.
При проведении промежуточной аттестации обучающихся
устанавливается не более четырех экзаменов и шести зачетов в учебном году.
6.9.
Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации
обучающихся разрабатываются школой на основании ФГТ. Критерии оценки
качества подготовки обучающегося должны позволить:
•
определить
уровень
освоения
обучающимся
материала,
предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
•
оценить умение обучающегося использовать теоретические знания
при выполнении практических задач;
•
оценить обоснованность изложения ответа.
Хор
Оценка
«5» (отлично)

Оценка
«4» (хорошо)

Оценка
«3» (удовлетворительно)

Оценка
«2»

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, знание своей партии во всех
произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие на всех
хоровых концертах коллектива
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, активная работа в классе, сдача
партии всей хоровой программы при недостаточной
проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах хора
нерегулярное
посещение
хора,
пропуски
без
уважительных причин, пассивная работа в классе,
незнание наизусть некоторых партитур в программе при
сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте
хора в случае пересдачи партий;
пропуски хоровых занятий без уважительных причин,
неудовлетворительная сдача партий.

(«неудовлетворительно»)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
«зачет» (без отметки)
на
данном
этапе
обучения,
программным требованиям

соответствующий

Теоретические предметы
Сольфеджио
Музыкальный диктант
Оценка «5» (отлично)
музыкальный диктант записан полностью без ошибок в

Оценка
«4» (хорошо)

Оценка
«3» (удовлетворительно)

Оценка
«2»
(неудовлетворительно)

пределах
отведенного
времени
и
количества
проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более
двух) в группировке длительностей или записи
хроматических звуков.
музыкальный диктант записан полностью в пределах
отведѐнного времени и количества проигрываний.
Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо большое количество
недочетов.
музыкальный диктант записан полностью в пределах
отведенного времени и количества проигрываний,
допущено большое количество (4-8) ошибок в записи
мелодической линии, ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан не полностью (но больше
половины).
музыкальный диктант записан в пределах отведенного
времени и количества проигрываний, допущено большое
количество грубых ошибок в записи мелодической линии
и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант
записан меньше, чем наполовину.

Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ
чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное
Оценка
дирижирование, демонстрация основных теоретических
«5» (отлично)
Оценка
«4» (хорошо)

знаний.
недочеты в отдельных видах работы: небольшие
погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа,
ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических
знаниях.
ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп
ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка «3»
(удовлетворительно)
грубые ошибки, не владение интонацией, медленный темп
Оценка «2»
(«неудовлетворительно») ответа, отсутствие теоретических знаний.

Музыкальная литература
содержательный и грамотный (с позиции русского языка)
Оценка
устный или письменный ответ с верным изложением фак«5» (отлично)

Оценка

тов. Точное определение на слух тематического материала
пройденных сочинений. Свободное ориентирование в
определенных эпохах (историческом контексте, других
видах искусств).
устный или письменный ответ, содержащий не более 23

незначительных
ошибок.
Определение
на
слух
тематического материала также содержит 2-3 неточности
негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1
незначительную.
Ориентирование
в
историческом
контексте может вызывать небольшое затруднение,
требовать время на размышление, но в итоге дается
необходимый ответ.
устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые
Оценка «3»
ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух
(удовлетворительно)
тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки
или 4-5 незначительных. В целом ответ производит
впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно
качественной
или
непродолжительной
подготовке
обучающегося.
большая часть устного или письменного ответа неверна; в
Оценка «2»
(«неудовлетворительно») определении на слух тематического материала более 70%
ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе
эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

«4» (хорошо)

Слушание музыки
Оценка
«5» (отлично)
Оценка
«4» (хорошо)
Оценка «3»
(удовлетворительно)

осмысленный и выразительный ответ,
ориентируется в пройденном материале;

учащийся

осознанное восприятие музыкального материала, но
учащийся не активен, допускает ошибки;
учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в
пройденном материале, проявляет себя только в
отдельных видах работы.

Оценка «2»
(«неудовлетворительно»)
Фортепиано
предусматривает
исполнение
программы,
Оценка
соответствующей году обучения, наизусть, выразительно;
«5» (отлично)

отличное знание текста, владение необходимыми
техническими
приемами,
штрихами;
хорошее
звукоизвлечение,
понимание
стиля
исполняемого
произведения; использование художественно оправданных
технических
приемов,
позволяющих
создавать
художественный образ, соответствующий авторскому
замыслу.
программа соответствует году обучения, грамотное
Оценка
исполнение с наличием мелких технических недочетов,
«4» (хорошо)
небольшое несоответствие темпа.
программа не соответствует году обучения, при
Оценка «3»
исполнении обнаружено плохое знание нотного текста,
(удовлетворительно)
технические ошибки, характер произведения не выявлен.
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
Оценка «2»
(«неудовлетворительно») навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую
посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
«зачет» (без отметки)
наданном этапе обучения.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
художественная трактовка произведения;
стабильность исполнения;
выразительность исполнения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.
6.10. Для аттестации обучающихся образовательным учреждением
ежегодно разрабатываются фонды оценочных средств, включающие типовые
задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные обучающимися знания, умения и навыки. Фонды
оценочных средств утверждаются методическим советом образовательного
учреждения.
Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам образовательной
программы в области искусств и ее учебному плану. Фонды оценочных
средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
обучающимися знаний, умений, навыков. С целью обеспечения подготовки
обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации проводятся
консультаций по соответствующим учебным предметам.
6.11. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление
учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с
целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
6.12. При планировании промежуточной аттестации по учебным
предметам обязательной и вариативной частей учебного плана, по каждому
учебному предмету в каждом учебном полугодии предусмотрена та или иная
форма промежуточной аттестации.
6.13. При выборе учебного предмета для экзамена образовательное
учреждение руководствуется:
значимостью учебного предмета в образовательном процессе;
завершенностью изучения учебного предмета;
завершенностью значимого раздела в учебном предмете.

В случае особой значимости учебного предмета, изучаемого более одного
учебного года, утверждено проведение экзаменов по данному учебному
предмету в конце каждого учебного года.
6.14. Проведение зачетов или контрольных уроков продиктовано
спецификой учебного предмета, а также необходимостью контроля качества
освоения какого-либо раздела учебного материала учебного предмета.
6.16. Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной)
аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного
процесса. На каждую промежуточную (экзаменационную)
аттестацию
составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения
расписание экзаменов. При составлении расписания экзаменов учитывается,
что для обучающегося в один день планируется только один экзамен.
Интервал между экзаменами для обучающегося должен быть не менее двухтрех календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
6.17. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень
составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее
наиболее актуальные разделы, темы, или те или иные требования к уровню
навыков и умений обучающегося. Экзаменационные материалы и/или
репертуарный перечень полно отражает объем проверяемых теоретических
знаний, практических умений и навыков. Содержание экзаменационных
материалов и/или репертуарные перечни разрабатываются преподавателем
соответствующего учебного предмета, обсуждаются на заседаниях отделов
(отделений) и/или методического совета и утверждаются заместителем
директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
6.18. При проведении экзамена по теоретическим или историческим
учебным предметам применены вопросы, практические задания, тестовые
здания. Формулировки вопросов и тестовых заданий ставятся четко, кратко,
понятно, исключая двойное толкование.
6.19. В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся
сообщается вид проведения экзамена по учебному предмету (академический
концерт, исполнение концертных программ, письменная работа, устный
опрос).
6.20.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся
определяются на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1)
Хор;
2)
Сольфеджио;

3)
Музыкальная литература;
4)
Фортепиано.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к
выпускным экзаменам определяются образовательным
учреждением самостоятельно. Образовательное учреждение разрабатывает
критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
•
навыки коллективного хорового исполнительского творчества,
исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых
произведений отечественной и зарубежной музыки;
•
знание профессиональной терминологии, вокально-хорового и
фортепианного репертуара;
•
достаточный технический уровень владения фортепиано для
воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
•
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
•
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
6. ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Целью методической работы в школе является координирование
деятельности педагогического коллектива, направленная на гуманизацию и
совершенствование образовательного процесса, внедрение инновационных
технологий и создание эффективной модели образовательного учреждения.
Задачи:
•
осуществление
непрерывности
профессионального
развития
педагогических работников;
•
создание условий для повышения уровня квалификации
педагогического состава школы;
•
координация деятельности структурных подразделений школы,
направленная на развитие методического обеспечения образовательного
процесса;
•
подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию
программ, положений, методических разработок и другой научнометодической продукции;
•
разработка преподавателем учебных программ по преподаваемым им
предметам, а также их учебно-методическое обеспечение;
•
использование в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в области искусств, а также современном уровне его развития;

•
формирование банка данных и анализ деятельности образовательного
учреждения;
•
организация
системы
информационно-методической
работы,
направленная на овладение педагогическим коллективом концептуальной,
нормативно-правовой и методической базой образования.
С целью обеспечения эффективности методической работы в школе создан
Методический совет.
Формы и направления методической работы:
•
информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к
работе, и последнихдостижениях педагогической науки и практики;
•
обучение и развитие педагогических кадров, повышение их
квалификации;
•
выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта
педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива
через участие их в мастер-классах, открытых уроках, конференциях и т.д.;
•
подготовка методического обеспечения для осуществления
образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др. (См.
план методической работы школы)
Результаты методической работы:
•
обеспечение деятельного участия преподавателей в общероссийском
процессе развития системы дополнительного образования детей в сфере
искусства и культуры;
•
организация активного и многостороннего сотрудничества, обмена
профессиональной информации между педагогическими работниками,
отдельными специалистами;
•
совершенствование структуры образовательного учреждения.
7. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУДО «ДМШ № 2»
Г. О. САРАНСК
Высокое
качество
образования,
его
доступность,
открытость,
привлекательность
для
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие,
эстетическое воспитание и художественное становление личности должны
обеспечиваться созданием в образовательном учреждении комфортной,
развивающей образовательной среды, включающей организацию творческой
деятельности обучающихся.
Целью творческой и культурно-просветительской деятельности школы
является:
•
развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к
лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, в том числе
национальной татарской культуре;
•
пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоѐв
населения, приобщение их к духовным ценностям;

•
всемерная поддержка детского и юношеского исполнительства;
•
содействие совершенствованию профильной подготовки юного
музыканта.
Задачи:
•
представление творческих достижений обучающихся школы через
участие их в творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах и
т.д.;
•
привлечение
обучающихся
к
концертно-просветительской
деятельности и стимулирование творческой активности участников
мероприятий;
•
воспитание у детей и творческой молодежи музыкальной и
исполнительской культуры, приобретение опыта концертных выступлений
через сольное и коллективное музицирование;
•
организация посещений обучающимися учреждений и организаций
культуры
(филармоний,
выставочных
залов,
театров,
музеев,
образовательных учреждений СПО и ВПО и др);
•
организация творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего
профессионального и высшего профессионального образования.
Формы и направления творческой и культурно-просветительской
работы школы:
• организация и участие обучающихся в творческих конкурсах, фестивалях,
предметных олимпиадах, викторинах и т.д.;
• организация и участие обучающихся в конференциях, семинарах, мастерклассах, творческих сменах и т.д.;
• организация и участие обучающихся в концертных мероприятиях,
посвящѐнным праздничным и памятным датам различного уровня.
С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности
в школе созданы следующие учебные творческие коллективы:
•
младший хор,
•
старший хор
Деятельность учебных творческих коллективов регулируется локальными
нормативными актами школы и осуществляется как в рамках учебного
времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).
(См. план концертной и культурно-просветительской работы школы)
Ожидаемые результаты:
•
развитие у обучающихся художественно-эстетических эмоций,
способности чувственно воспринимать окружающий мир;
•
активизация у обучающихся способности не только к анализу, но и к
творческому культурно-художественному преобразованию и созиданию;
•
обогащение знаний, ценностных художественных ориентаций как
классического, традиционного, так и современного характера;
•
сохранение традиций отечественного исполнительства;
•
формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством
молодѐжи.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок обучения - 8 лет

Структура и объем ОП
Обязательная часть
ПО.01.

Музыкальное исполнительство
3)

1

3821-4599 )

5

18442114

8

3821

1844

1977

2655

1354

1301

1318

372

2,4...
14
2,4...
14
14,16

ПО.01.УП.02

Фортепиано

1252

914

ПО.01.УП.03

Основы дирижирования4)

85

68

ПО.02.

Теория и история музыки

1166

490

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

659

270

389

ПО.02.УП.02

Слушание музыки
М музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)

150

50

100

2,4...
14
2,4,6

357

170

187

8,10-14

946
338
17

30
778

270

В.03.УП.01

Сольное пение

778

270

В.03.УП.02

Вокальный ансамбль

Ввсего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

13

14

15

8-й класс

7-й класс

6-й класс

5-й класс

4-й класс

2-й класс

3-й класс

12

16

17

34

34

34

34

34

34

34

16

3

3

3

3

4

4

4

4

16

1

1

1

1

1

1

2

2

0,5

0,5

676

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум
предметным областям:
Вариативная часть

11

32

16

1

1,5

1,5

1

1

1

16

1977

В.03.

10

Количество недель аудиторных занятий

Хор

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:

9

1977-2485

ПО.01.УП.01

ПО.02.УП.03

Распределение по годам обучения

1-й класс

7

Экзамены

6

Промежуточная
аттестация (по
учебным
2
полугодиям) *
Зачеты, контрольны' уроки

4

Индивидуальные
занятия

3

Мелкогрупповые
занятия

2

аудиторные занятия (в
часах)

Г рупповые занятия

1

Трудоемкость в часах

Индекс предметных областей,
Наименование частей, предметных областей, учебных
разделов и учебных
предметов
предметов

Трудоемкость в часах

максимальая
Самост.Ау
учебная
работа
нагрузка

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

1

1,5

6

6,5

6,5

6,5

7,5

7,5

2

2

2

2

2

2

8

7,5

6,5

6,5

7,5

9,5

8,5/9

9,5

4

508

508

2485

2,4,6...1
6

2

10,5/
11

2

11,5/1
0,5

38

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:
К.03.00.

Консультации51

К.03.01.
К.03.02.
К.03.03

Сводный хор
Сольфеджио

К.03.04.

Фортепиано
Основы дирижирования

126

-

4
Г одовая нагрузка в часах

126

94

10
20
10
2

12
2

12
2

12
2

12
2

12
4

12
4

2

2

2

12
4
4
2

В общей трудоемкости ОП на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без
учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества
часов, сроков реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть
разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия
обучающегося с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных
областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по
учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий
вариативной части, поскольку ряд учебных предметов вариативной части не требуют затрат на самостоятельную работу.
При формировании ДШИ вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий
необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических
работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится
промежуточная аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения - 16 учебных
полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5... 15»
имеются в виду все нечетные учебные полугодия, включая 15-й; «9-12» - и четные и нечетные учебные полугодия с 9-го
по 12¬й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным
полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой
промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по
окончании учебной четверти.
В случае если по учебному предмету «Хор» промежуточная аттестация проходит в форме академических
концертов, их можно приравнивать к зачетам или контрольным урокам. По учебному предмету «Хор» и консультациям

«Сводный хор» предусматриваются аудиторные часы для концертмейстера 100% аудиторного времени по данному
учебному предмету.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебным предметам «Ансамбль» - 100%,
«Основы дирижирования» и «Постановка голоса» - 100% аудиторного времени.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться
рассредоточено в течение всего учебного времени.
Примечание к учебному плану
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся:
групповые занятия - от 11 человек; мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам от 2-х человек); индивидуальные занятия.
Учебный предмет «Хор» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из
обучающихся 2-5-х классов; хор из обучающихся 6=8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно
перераспределение хоровых групп.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и
других ОП в области музыкального искусства.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной
частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам
обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Хор» - 1-5 классы - по 1 часу в неделю, 6-8 классы - по 2 часа в неделю; «Фортепиано» - 2 часа в неделю в
первом классе, со второго по четвертый классы по 3 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 4 часа в неделю;
«Основы дирижирования» - 1 час в неделю; «Сольфеджио» - 1 час в неделю в первом и во втором классах, с третьего по
восьмой - 2 часа в неделю; «Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)» - 1 час в неделю, «Ансамбль» - 0,5 часа в неделю, «Сольное пение» - 1 час в неделю.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе
в области музыкального искусства «Хоровое пение»

2

Федеральный компонент

ПО.01.00.

3
714-816 1)

4

714

340

374

476

238

238

204

ПО.01.02.

Фортепиано

204

68
136

ПО.01.03.

Основы дирижирования

68

34

238

102

85

34

85

34

68

34

Теория и история музыки

ПО.02.01.

Сольфеджио

ПО.02.03.

Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)
Элементарная теория музыки

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов
В.03.
Вариативная часть

7

136

-

8

18

2

2

18

1

1

51

18

1,5

1,5

51

18

1,5

1,5

34

18

136

-

51

17

34

18

В.03.УП.02.

Чтение хоровых партитур

51

17

34

18

8
-

1
11

1

1

-

442

24

1
11

68

Сольное пение 2)

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

2-е полугодие

1-е полугодие

4

6
34

10
11
Недельная нагрузка в часах
(34 учебные недели)

4

В.03.УП.01.

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации 3)

9

374

102

Распределение по
учебным полугодиям

18
68
34

-

Экзамены по полугодия»

Индивидуальные
занятия

Мелкогрупповые
занятия

Обязательная часть
Музыкальное исполнительство

Хор

ПО.02.04.

6
374-442

ПО.01.01.

ПО.02.00.

5

340-374

Промежуточная аттестация
(по учебным полугодиям)
Зачеты, контрольные уроки по
полугодиям

1

Наименование частей,
предметных областей,
разделов, учебных предметов

Г рупповые занятия

Индекс предметных областей,
разделов и
учебных предметов

Аудиторные занятия
(в часах)

Самост.
работа

Трудоемкость в часах

Ис

Трудоемкость в часах

Максимальная
учебная нагрузка

24

1

1

13

13

Г одовая нагрузка в часах

К.03.01.
К.03.02.

Сводный хор
Сольфеджио

4

12
4

К.03.03.

Фортепиано

4

4

К.03.04.

Основы дирижирования

4

4

12

В общей трудоемкости на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное
количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в
части количества часов, сроков реализации предметов и количество часов консультаций остаются неизменными,
вариативная часть разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части,
предусматриваемый образовательным учреждением на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20
процентов от объема времени обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся (без учета
времени, отведенного на консультации). Объем времени на самостоятельную работу по дисциплинам вариативной части
необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании образовательным
учреждением «Вариативной части» ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо
учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального
искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогического состава.
В случае реализации в вариативной части предмета «Сольное пение» планируются концертмейстерские часы в
объеме до 100% аудиторного времени.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться
рассредоточено в течение всего учебного времени.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по предметам обязательной и вариативной частей в
среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программы основного общего образования. По предметам обязательной части объем
самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом: «Хор» - 2 часа в неделю; «Фортепиано» - 4
часа в неделю; «Основы дирижирования» - 1 час в неделю; «Сольфеджио» - 2 часа в неделю; «Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)» - 1 час в неделю, «Ансамбль» - 0,5 часа в неделю, «Сольное пение» - 1 час в неделю,
«Чтение хоровых партитур» - 0,5 часа в неделю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».