ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРТЕПИАНО ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ СРОК ОБУЧЕНИЯ 8(9) ЛЕТ

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета..

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы.
- Список рекомендуемой методической литературы.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом

федеральных

предпрофессиональной

государственных

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом
первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс),
а также включает программные требования дополнительного года обучения (8
класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,
полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Программа по фортепианному ансамблю опирается на академический
репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко,
венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20
века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7
класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть
увеличен на 1 год (8 класс).
3.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным

планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения/количество часов

4-7 классы

Количество часов
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную

8 класс

Количество часов
( в год)

(общее на 4 года)
330 часов

132 часа

132 часа

66 часов

198 часов

66 часов

1 час

2 часа

1,5 часа

1,5 часа

нагрузку
Количество

часов

на

внеаудиторную (самостоятельную)
работу
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа (часов в
неделю)
Консультации (для учащихся 5-7
классов)

6 часов (по 2 часа

2 часа

в год)

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим
образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме
того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме

совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с
преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цель:
•

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных

им

знаний,

умений

и

навыков

ансамблевого

исполнительства.
Задачи:
• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
• расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
наглядный

(показ,

демонстрация

отдельных

частей

и

всего

произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках
предпрофессиональной

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на фортепиано.

8.

Материально-технические

условия

образовательного

процесса

для учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база образовательного учреждения ДМШ №2
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль"
( №№ 202, 203, 204, 205, 207, 208, 209, 210, 211, 306. 307, 308, 309, 310, актовый
зал) имеют площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию.
В образовательном учреждении созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета "Ансамбль"
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения - 8лет

Класс

1

2

3

Продолжительность

4

5

6

7

33

33

33

33

3
3

1

1

1

1

2

1

1

1

2

учебных занятий (в

8

неделях)
Количество

часов

на

аудиторные занятия (в
неделю)
Консультации
(часов в год)
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов
и др.);
- участие

обучающихся

в

концертах,

творческих

мероприятиях

и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,
умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
• сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских

намерений и реализацию

исполнительского замысла;
• знание

ансамблевого

репертуара

(музыкальных

произведений,

созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических
(сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также
камерно-инструментального

репертуара)

отечественных

и

зарубежных

композиторов;
• знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание
учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний
умений и навыков.

4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также
восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара - несложные
произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года
обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
1.Агафонников Н.

Русский танец из цикла " Пестрые картинки

2. Балакирев А.

" На Волге", "Хороводная"

3.Бетховен Л.

" Контрданс". Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки

4.Бизе Ж.

" Хор мальчиков " из оперы "Кармен"

5.Бородин А .

Полька в 4 руки

6.Брамс И.

. Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская

редакция)
7.Вебер К.

Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки

8.Вебер К.

Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки

9.Вебер К.

Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

10.Гаврилин В.

Часики" из цикла "Зарисовки"

11.Гайдн Й.

"Учитель и ученик"

12.Глинка М.

Полька, " Марш Черномора» из оперы «Руслан и
Людмила

13.Глиэр Р.

.

Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4

руки
14.Гречанинов А.

"Весенним утром", пьеса соч.99 № 2

15.Диабелли A.

Сонатина Фа мажор в 4 руки

16.Зив М.

"Предчувствие".

17.Иршаи Е.

"Слон- бостон".

18.Куперен Ф.

"Кукушка".

19.Мак- Доуэлл Э.

"К дикой розе»

20.Моцарт В.

Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор Си

21.Моцарт В.

бемоль мажор
Весенняя песня"

.

22.Прокофьев С.
23.Прокофьев С.

Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук
«Петя и Волк»(для ф-но в 4 руки, перелож.
В. Блока).

24.Равель М.

"Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки.

25.Рахманинов С.

«Итальянская полька»(1 авторская редакция) в 4

руки
26. Р.-КорсаковН.

Колыбельная из оперы "Сказка о царе Салтане"

27. Свиридов Г.

«Романс», «Анданте».

28.Стравинский И.

«Колыбельная в бурю».

29. Чайковский П.

Вальс из балета «Спящая красавица»

30. Шостакович Д.

«Вальс» из сюиты к к/ф «Овод»(переложение
для 2х ф-но Богомолова )

31.Фрид Г.

Чардаш Ля мажор.

32.Шитте Л.

ор. 61 Два полонеза в 4 руки.

33.Шуберт Ф.

ор.51 Три военных марша в 4 руки.

34. Шуман Р.

ор.85№4 «Игра в прятки», №6 «Печаль» в 4 руки
из цикла « Для маленьких и больших детей» .

Примерные программы для промежуточной аттестации в конце года.
1.Вебер К.
Глинка М.

ор.3 №1 Сонатина Фа мажор в 4 руки.
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

2.Диабелли А. Сонатина Фа мажор в 4 руки.
Бородин А.
3.Моцарт В.

Полька в 4 руки.
Соната До мажор в 4 руки.

4.Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии» для 2-х ф-но.

5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
• совместно работать над динамикой произведения;
• анализировать содержание и стиль музыкального произведения

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью
готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное
выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:
1.Аренский А.

"Полонез"

2.Бизе Ж.

"Деревянные лошадки" из цикла " Детские

3.Вивальди А.

игры"
Концерт ре минор для скрипки, струнных и

4.Гаврилин В.

чембало,

5.Глазунов А.

2 часть (переложение Дубровина А.)

6.Глиэр Р.

"Перезвоны"

7.Григ Э.

"Романеска"

8.Григ Э.

"Грустный вальс"

9.Григ Э.

Ор.35 № 2 "Норвежский танец"
"Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"

10.Гурлит К.

Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4
руки.

11.Корелли А.

Сонатина №2, Фа мажор, 1-я часть
Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано

12.Моцарт В.

"Ария Фигаро"

13.Мусоргский М.

"Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"

14.Прокофьев С.

Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта"
(облегченное переложение в 4 руки Автомьян
А.;ред. Натансона В.)

15.Раков Н.

« Радостный порыв »

16.Рахманинов С.

Op.11№3 « Русская песня » в 4 руки .

17.Рубинштейн

Op.11№5 « Романс »в 4 руки.

18.Хачатурян К.

Вальс из оперы " Три толстяка"
(переложение для 2- х ф-но В.Пороцкого),
Галоп из балета " Чиполлино"

19. Чайковский П..

"Танец Феи Драже" из балета " Щелкунчик"

20.Шостакович
Д.
Ор .87 №15 Прелюди

Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для 2 ф-но в 4

рукииивррукируки); "

руки.

21.Шуберт Ф.

"Героический марш".

22.Штраус И.

Полька "Трик- трак".

23.Щедрин Р.

"Царь Горох"

.
Примерные программы для промежуточной аттестации в конце года.
1.Гурлит К.Сонатина № 2, Фа мажор, 1 часть.
Григ Э. « Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт».Г
2.Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
Моцарт А. «Ария Фигаро».
3.Шостакович Д. ор.87№ 15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр.для 2 ф-но в 4
руки)
4. Шуберт Ф. «Героический марш».

6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением
звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному
прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального
мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного
жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной
программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
1.Брамс И.

"Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки

2.Вебер К.

Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки

3.Гайдн Й.

"Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки

4.Глиэр Р.

"Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но
в 4 руки.

5.Григ Э.

Сюита " Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору)

6.Дунаевский И.

Полька из к/ф "Кубанские казаки"

7.Казенин В.

"Наталья Николаевна" из сюиты
"А.С.Пушкин. Страницы жизни».

8.Коровицын В.

"Куклы сеньора Карабаса"

9.Новиков А.

"Дороги"

10.Прокофьев С.

Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4
руки.

11.Прокофьев С.

"Монтекки и Капулетти" из балета « Ромео и
Джульетта »

12.Равель М.

"Моя матушка гусыня" (по выбору)

13.Свиридов Г.

"Военный марш" из музыкальных иллюстраций к
повести А.Пушкина "Метель"

14.Слонимский С.

"Деревенский вальс".

15.Сураев-Королев Г. «Прекрасная Алиса» ( обр.Сураевой-Королевой С.
для ф-но в 4 руки.)
16.Рахманинов С.

Вальс в 6 рук для одного фортепиано

17.Хачатурян А.

Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад"
в 4 руки.

18.Щедрин Р.

Кадриль из оперы " Не только любовь»
(обработка В. Пороцкого для 2- х фортепиано в 4
руки).

Примерные программы для промежуточной аттестации в конце года.
1.Григ Э.Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору).
Прокофьев С.Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» в 4 руки.
2.Брамс И. «Венгерские танцы»для ф-но в 4 руки.
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта».
3.Вебер К. ор.№8 Рондо для ф-но в 4 руки.
Свиридов Г. «Военный марш» из музыкальных иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель».

7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение
задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления
и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание
артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
1.Вебер К.

"Приглашение к танцу"

2.Глинка М.

"Вальс-фантазия"

3.Глиэр Р.

Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть

4.Дебюсси К.

"Маленькая сюита", "Марш",
"Шесть античных эпиграфов"

5.Дворжак А.

"Славянские танцы" для ф-но в 4 руки

6.Казелла А.

"Маленький марш" из цикла " Марионетки",
"Полька-галоп"

7.Коровицын В.

"Мелодия дождей"

8.Лист Ф.

"Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)

9.Мийо Д.

"Скарамуш" (пьесы по выбору)

10.Маевский Ю.

« Прекрасная Лапландия »

11.Мошковский М. Испанский танец №2, op.12
12. Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»
13. Парцхаладзе М. Вальс
14. Примак В.

Скерцо – шутка до мажор

15. Прокофьев С.

«Танец Феи» из балета «Золушка» (обр.

Кондратьева)
16. Прокофьев С.

Вальс из балета «Золушка»

17. Рахманинов С.

Ор.11 "Слава" из цикла "6 пьес для ф-но в 4 руки"

18. Рим. –Корсаков Н. "Три чуда" из оперы «Сказка о царе Салтане»

(переложение П.Ламма для ф-но в 4 руки, ред. А.Руббаха)
19.Сураев-Королев Г. «Маскарад» (обр. Сураевой-Королевой С. для ф-но
в 4 руки.)
20.Сураев- Королев Г. «Волшебник Новый год» (обр.Сураевой-Королевой С.
для ф-но в 4 руки.)
21. Хачатурян А.

"Танец девушек", " Колыбельная", " Вальс"
из балета " Гаянэ."

22. Хачатурян К.

"Погоня" из балета " Чиполлино."

23. Чайковский П.

Скерцо из цикла " Воспоминание о Гапсале.".

24. Шостакович Д.

Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки.

Примерные программы для промежуточной аттестации в конце года.
1.Шостакович Д .
Дворжак А.
2.Вебер К.
Хачатурян К.
3.Дебюсси К.
Прокофьев С.

Концертино для 2-х ф-но в 4 руки
«Славянские танцы» для ф-но в 4 руки
«Приглашение к танцу»
«Погоня»из балета «Чиполлино»
«Маленькая сюита»
Вальс из балета «Золушка»

8 класс (5 год обучения)
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю. В восьмом
классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление
камерного репертуара.
Примерный рекомендуемый репертуарный список
1. Аренский А.

Op.34, №1 «Сказка»

2. Аренский А.
3. Бах И.С.

Op.15, Вальс и Романс из сюиты для 2 –х ф- но
ор.39 № 14 Симфония си минор для 2- х ф – но в 8 рук,
фортепианные концерты

4.Вивальди А. – Бах И.С. Концерт для органа ля минор, обр.М. Готлиба
5.Вебер К.
6.Гайдн Й.
7.Гершвин Дж.

Op.60№6 « Тема с вариациями» для ф- но в 4 руки
Концерт фа минор, Концерт ре минор
« Песня Порги» из оперы « Порги и Бесс»

8.Григ Э.

« Пер Гюнт» , сюита №1, op.3.

9. Григ Э.

Концерт соль минор, концерт ре минор, ля
концерт минор, камерные ансамбли(дуэты, трио,
квартеты) в разных инструментальных составах

10.Дебюсси К.

« Шотландский марш» для фортепиано в 4 руки

11. Дебюсси К.

« Маленькая сюита», Вальс для ф – но в 4 руки

12.Дворжак А.
13. Дворжак А.

« Легенда»
Ор.46 , Славянские танцы для ф-но в 4 ру

14.Дебюсси К.

"Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 рук

15. Мендельсон

Концерты по выборУ

16. Мийо Д.
17. Моцарт В.

Скарамуш" для ф-но в 4 руки
Сонатина в 4 руки, Концерт Соль мажор,
Концерт Ре мажор

18. Прокофьев С.

Сюиты №№1, 2 для 2-х ф-но (по выбору)

19. Хачатурян А.

«Танец с саблями" из балета " Гаянэ"

20. Чайковский П.

Арабский танец, Китайский танец, Трепак из
балета "Щелкунчик"; Вальс из "Серенады для
струнного оркестра", Вальс из балета "Спящая
красавица" (переложение для ф-но
в 4 руки А. Зилоти)

21. Шуберт Ф

op.6 №6 Баркарола, ор.37 №6 Вальс из сюиты,
ор.55 №3 Полька

22. Щедрин Р.

Два танца из балета " Сказ о каменном цветке"
(обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)

Примерные программы для промежуточной аттестации в конце года.
1.Вивальди А.-Бах И.С . Концерт для органа ля минор,обр.М. Готлиба.
Чайковский П.

« Арабский танец» из балета « Щелкунчик».

2. Моцарт В.

Концерт Соль мажор.

Хачатурян А.

«Танец с саблями» из балета «Гаяне» для 2-х ф-но , в

8 рук.
3.Дебюсси К.

«Шотландский марш» для ф-но в 4 руки.

Щедрин Р.

Танец из балета «Сказ о каменном цветке»(обр.для 2-х

ф- но в 4 руки ).

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы

учебного

предмета

«Ансамбль»,

который

предполагает

формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
• наличие

у обучающегося

интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию
в ансамбле с партнерами;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других

инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского
текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
• знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
• знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
• знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных
инструментов

-

струнных,

духовых,

народных),

их

особенностей

и

возможностей;
• знание профессиональной терминологии;
• наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
• навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
• навыки

по

воспитанию

слухового

контроля

при

ансамблевом

музицировании;
• навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
• наличие

навыков

репетиционно-концертной

работы

в

качестве

ансамблиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в
себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 8 классе
промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форма и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль»устанавливается планом образовательного учреждения. Формой
аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также -прослушивание,
выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих
мероприятиях.
По

завершении

изучения

предмета

"Ансамбль"

проводится

промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. В 8
классе формы и методы контроля аналогичны.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически
осмысленное

4 («хорошо»)

качественное
исполнение,

и

художественно

отвечающее

требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение

всем
с

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем
подготовки в классе специальности, также необходимо учитывать возраст,
психологию, возможности посещать занятия. Этот психологический фактор
играет важную роль при совместной игре двух учащихся. Необходимо
учитывать и такой фактор, что при игре в ансамбле более слабый ученик
подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле в целом, порой
в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу
и оба ученика становятся единым целым.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении

материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого
к сложному,

опирается

ученика.

на
Умелое

индивидуальные

особенности

педагогическое

руководство,

рациональная методика работы над ансамблем предполагает чёткое знание
специфики ансамблевой игры.
К первым шагам

«ансамблевой

техники» относятся: особенности

посадки, педализация, способы достижения синхронности при взятии и
снятии звука; равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых
между партнёрами, согласование приёмов звукоизвлечения; передача голоса
от партнёра к партнёру; соразмерность в сочетании нескольких голосов. Игра
за одним инструментом, в отличии от сольного исполнительства, начинается
с самой посадки, так как каждый имеет в своём распоряжении только
половину клавиатуры. Партнёры должны так её «поделить», чтобы не
мешать друг другу.
Педализирует

исполнитель партии Secondo, так как она служит

фундаментом. Ему необходимо внимательно слушать своего товарища.
Полезно, бывает предложить учащемуся, исполняющему партию Secondo,
ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим
пианистом партии Primo.
Часто непрерывность ансамблевого исполнения нарушается из-за
отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и
отсчёта длительных пауз. Учащиеся должны установить, кому из партнёров в
зависимости от занятости рук удобнее перевернуть страницу. Этому надо
учиться,

не пренебрегая специальной тренировкой. Большой тренировки и

взаимопонимания требует синхронность начала игры. Нужно объяснить
учащимся применение в этом случае дирижёрского замаха ауфтакта.С этим
жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание.
Не менее важное значение имеет и синхронное окончание «снятие звука».
Чтобы добиться равновесия звучания отдельных звуков необходимо

участникам ансамбля договориться о приёмах их извлечения.
К примерам техники ансамбля также относится передача партнёрами
друг другу «из рук в руки» пассажей мелодий, аккомпанементов,
конрапункта

и

т.д.

Пианисты

должны

научиться

«подхватывать»

незаконченную фразу и передавать её партнёру, не разрывая музыкальной
ткани.
Наиболее

распространённый

динамическое

однообразие.

недостаток

ученического

Динамический

диапазон

исполненияансамблевого

исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, так как наличие двух и
более

пианистов

Проанализировав

позволяет
общий

полней

динамический

использовать
план

клавиатуру.

произведения,

нужно

определить его кульминацию и посоветовать Fortissimo играть «с запасом»,а
не на пределе. Необходимо напомнить, что до нюанса есть ещё много
градаций.
В ансамблевой игре целесообразный выбор аппликатуры приобретает
особенно важное значение, помогает преодолеть пианистические трудности.
Случаи «перекрещивания» пальцев в ансамблевой практике встречаются
чаще чем в сольном исполнении.
Итак,

ещё

не

начав

совместного

исполнения,

партнёры

договариваются, кто будет показывать вступление, каков должен быть
характер звучания, каким приёмом, и с какой силой будет начата пьеса.
Также заблаговременно должен быть определён темп. Партнёры должны его
одинаково чувствовать, ещё не начав играть.
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы
,связанные с ритмом. Ритм – один из центральных элементов музыки.
Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном
ритме, при смене шестнадцатых тридцать вторыми и сочетании их с
триолями, в условиях полиритмии.
Формирование чувства ритма – важная задача в музыкальной
педагогике. Специфическая задача ансамблевых классов – воспитание

коллективного ритма. Она может быть решена только путём настойчивого
изучения разнохарактерных произведений и систематического развития
всестороннего контакта партнёров в процессе исполнения. Необходимость
«держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более
органичным.

Прочно

освоенный

учащимися

навык

воспитания

и

воспроизведения мерной пульсации выстраивает «материальную» основу для
развития чувства темпа. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы в
замедленном темпе; это может деформировать верное ощущение темпа.
Вот

некоторые

белее

сложные

проблемы

музыкально-

исполнительского ритма.
1.Темпо - ритм (музыкальная пульсация)- это категория качественная. При
всей строгости он должен быть естественным и органичным. Отсутствие
ритмичной устойчивости часто связано со свойственной начинающим
пианистам тенденции к ускорению. Обычно это происходит при нарастании
силы звучности, так как эмоциональное возбуждение учащает ритмический
пульс; или – в стремительных пассажах, когда не опытному пианисту
начинает казаться, что он скользит по наклонной плоскости; а также в
сложных для исполнения местах.
Технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить»
опасный эпизод. При объединении в дуэт пианистов, страдающих таким
недостатком, возникшее accelerando развивается с неумолимостью цепной
реакции и увлекает партнёров к неизбежной катастрофе. Если же этот
недостаток присущ только одному из участников ,то второй оказывается
верным помощником Таким образом, в условиях совместных занятий
возникают

некоторые

благоприятные

возможности

для

исправления

индивидуальных погрешностей исполнения
2. Свобода музыкально-ритмическая (рубато, агогика). Игру рубато нельзя
механически перенять, она познаётся в личном художественном

влияние.

Многие динамические и агогические трудности легче преодолеваются по
примеру учителя, который непосредственно вовлекает в ускорение и

замедление музыкального движения.
3.Пауза. Система музыкально-ритмического воспитания должна «вбирать» в
себя те специфические моменты, которые связаны с выразительно-смысловой
функцией паузы в музыкальном искусстве. Особо нужно следить, чтобы паузы
воспринимались учениками в виде естественного компонента музыкальной
структуры, а не как механическая или внезапная остановка.
В ансамблевом исполнении приходится сталкиваться с моментами
отсчёта длительных пауз, а начинающие музыканты не всегда обладают
навыками их отсчёта. Простой и эффективный способ при этом - поиграть
звучащую у партнёра музыку.
Игра в ансамбле отличается от сольной, тем самым способствует
интенсивному

развитию

специфических

способностей

учащегося-

музыканта, например:
а) слуха
Ансамблевая игра предоставляет наибольший простор для развития
гармонического, мелодического, полифонического, тембро- динамического
слуха. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими
красками звучание становится более красочным и живым. Творческий поиск
различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов,
постоянное вслушивание в исполняемое произведение, интерпретируя и
добиваясь нужного звучания, активизирует все виды слуха и позволяет их
развивать на качественно другом уровне
б) памяти
Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения
наизусть. Память ансамблиста формируется более интенсивно. Процессы
понимания выступают в качестве приёмов запоминания. Ансамблевое
исполнение будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет
пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти (с опорой
на фактический анализ). Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть,
партнёры должны понять музыкальную форму в целом, осознать её как некое

структурное единство; затем переходить к дифференцированному усвоению
составляющих её частей, к работе над фразировкой, динамическим планом и
т.д.. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как
она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной
(арпеджио) и ,не имея представления о первой партии, не каждый ученик
сможет для себя выстроить произведение структурно. Исполнителю второй
партии необходимо также заострить внимание на гармоническом анализе и
,опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную
ткань произведения. Способ «умозрительного» запоминания, лишённого опоры
на реальное звучание, основывается исключительно на внутрислуховых
представлениях.
Одной из наиболее эффективных форм, развивающей весь комплекс
музыкальных способностей, является игра с листа. Главное условие здесь добиться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности
мышления, идущего несколько впереди движения рук, тем самым, обеспечивая
целостность игрового процесса. Необходимо нацелить исполнителей на охват
сочинения в целом, то есть обратить внимание на самое существенное. При
чтении ансамбля с листа нельзя поправляться, останавливаться в трудных
местах, так как это приводит к нарушению контакта с партнёрами. Слишком
частые остановки портят радость от игры с листа и поэтому необходимо
избирать музыкальный материал для этого более лёгкий. Желательно, чтобы
один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит
второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.
.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть
обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать
проблемные

фрагменты,

уточнять

штрихи,

фразировку,

динамику

произведения; анализировать форму, как важную составляющую часть
общего

представления

художественного

образа.

о

произведении,
Самостоятельная

его

смыслового

работа

должна

и
быть

регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над
своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры
становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
В

начале

каждого

полугодия

преподаватель

составляет

индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального
плана следует учитывать индивидуально-личностные
степень

подготовки

особенности

и

учеников. Выбор произведений подчиняется как

перспективе развития учащегося, так и задачам обучения. В репертуар
необходимо включать произведения, доступные по степени технической
и

образной

сложности,

высокохудожественные

по

содержанию,

разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует
менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между
разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка
как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее
всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух
фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
Учебная деятельность школьника стимулируется не только посредством
интересного учебного материала и разнообразных методов его преподавания,
но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе
обучения. Установка на открытость общения с учащимися, приятие любого
из них таким, какой он есть, понимание и сочувствие, в атмосфере любви,
доброжелательства, доверия, сопереживания, уважения школьник легко и
охотно принимает учебно-познавательную задачу
2. Организация самостоятельной работы:
Успешное продвижение учащихся зависит от эффективной
организации самостоятельной работы, которая, в свою очередь, зависит от

правильной организации самостоятельных домашних заданий. Важно
показать как правильно работать дома, чтобы сэкономить время выучивания
произведения.
Необходимо развивать способности правильно определить цели, задачи и
методы самостоятельной работы.
Основные этапы самостоятельной
работы над ансамблем.
1.Работа над репертуаром.
Репертуар должен быть разнообразным и воспитывать художественноэстетический вкус. Важно учитывать музыкальный интерес учащихся при
выборе репертуара. Предложить учащимся самостоятельный выбор произведения из предложенных преподавателем.
2.Разбор произведения.
В средних и старших классах важно умение самостоятельного разбора,
включающего в себя:
 тщательное прочтение текста с листа со всеми авторскими указаниями,
 выявление особенностей аппликатуры,
 анализ штрихов,
 сравнение темпов,
 анализ динамических обозначений,
 агогика,
 теоретические сведения, которые учащиеся вполне могут собрать
самостоятельно ( автор, эпоха, стиль, форма произведения ).
3.Самостоятельная работа включает в себя не только самостоятельное
разучивание партии каждым из участников ансамбля, но и изучение всей
ансамблевой партитуры в целом, т.е. партии партнёра.
4.Совместная самостоятельная работа с другим участником дуэта - основной
обязательный элемент домашней работы. Основные моменты этой работы:
 особенности посадки дуэта (каждый ребёнок владеет лишь половиной
клавиатуры).

 работа над вступлением и заключением (ауфтакты, люфты и т. п.)
 над динамическим ансамблем,
 над метроритмом,


штрихами,

 над образом, характером произведения,
 работа над звуковым балансом между исполнителями,
 работа над точностью педализации,
 отмечать и прорабатывать отдельные ключевые моменты, важные для
достижения наибольшей синхронности звучания,
 самоанализ, критика,
 обсуждение партнёрами своих творческих намерений,
согласование друг с другом.
5.Роль технических средств в самостоятельной работе учащихся.
Прослушивание аудио, видеозаписей эталонных образцов ансамблевой
музыки способно стимулировать процессы профессионализации мышления
учащихся-музыкантов, сформировать художественный вкус, активизировать
ассоциативные психические процессы. Смысл подобной самостоятельной
работы учащихся - научиться анализировать исполнение произведения,
определять характер трудностей, находить причины своих ошибок, игровых
неточностей и самостоятельно устранять недостатки.
Педагог должен стимулировать самостоятельную творческую активность
учащихся , ориентировать их не только на результаты, но главным образом, и
на сам процесс обучения. В этой связи большую значимость приобретают
процессы инициирования в ходе занятий дискуссий в целях углубления
креативных процессов учащихся, пробуждения их любознательности,
активизации фантазии и воображения, выработки способности критически
оценивать как свои собственные позиции, так и мнение партнёра по
ансамблю.

VI. Списки нотной и методической литературы
1.Список рекомендуемых нотных сборников
1. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс,
2005
2. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,2001
3.Ансамбли. Средние классы. Вып.13/изд. Советский композитор,М.,2001.
4.Ансамбли. Старшие классы. Вып.6/ изд.Советский композитор.М.,2001
5. Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка,
2009
6. Бизе Ж.

"Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011

7. Барсукова С.

" Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012

8.Бетховен Л.- Рейнеке К. Сочинения для фортепианного дуэта.
Сост.
Лакош А./ М.:АСТ,2010
9.Гудова Е.

Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3./
Классика-XXI-2010.

10.Диабелли А.- Ванхаль Я.К. Сочинения для фортепианного дуэта.
Сост.
Лакош А./ М.:АСТ,2010
11.Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано.
Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012
12.За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев,
Е. Сорокина / М., Музыка, 2008
13.За роялем всей семьёй. Музыка русских композиторов XIXв.
Переложение для ф-но в 4 руки. Сост.Морено
С./СПб: Композитор,2011
14.Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка
пианиста. Ансамбли. Старшие классы./ Изд. Дека, М., 2002

15.Играем с удовольствием. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки.
Сост.Сотникова О./ СПб :Композитор, 2005
16.Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
17.Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010
18.Моцарт В.А. Симфония№40(ч.I,III) Маленькая ночная серенада.(ч.I,III).
Серия «Доступные транскрипции для ф-но в 4 руки»/СПб:Композитор,2010
19.Металлиди Ж. Золотой ключик. Сюита и другие пьесы для ф-но
в 4 руки./СПб: Композитор,2010
20.Металлиди Ж. С Севера на Юг. Ансамбли для ф-но в 4руки./
Спб :Композитор, 2011
21.Мой Бизе. Популярные фрагменты в переложении для ф-но в 4 руки. Перелож.
Металлиди. Ж ./ СПб:Композитор,2012
22.Музицируем вдвоём. Фортепианные ансамбли в 4 руки.
Сост. Коршунова Л./Новосибирск:Окарина,2010
23.Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для
двух ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2009
24.Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник.
Сост. Л. Осипова./ М., Композитор, 2011
25.Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия.
Переложение для двух ф -но / М., Музыка, 2006
26.Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
27.Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля.
Выпуск 2. 5-7 классы. Тетрадь 1. Полифоническая форма.
Сост. Лепина Е/. СПб:Композитор,2012
28.Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Выпуск 2.
5-7 классы. Тетрадь 2. Крупная форма.
Сост. Лепина Е./ СПб:Композитор,2012
29.Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля.
Выпуск 2. 5-7 классы. Тетрадь 3.Пьесы.

Сост. Лепина Е./СПб:Композитор,2012
30.Флярковский А., Щедрин Р. Русские народные песни в полифонической
обработке для ф-но в 4 руки./ М.:Кифара,2011
31.Хондо Н. Музыка дождя. Сюита для ф-но в 4 руки.
/ М. : Классика-XXI, 2012
32.Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы
ДМШ. Сост. Н. Бабасян М../ Музыка, 2012
33.Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа.
34.Ансамбли для ф-но в 4 руки. Сост. Криштоп Л./СПб :Композитор, 2012
35.Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ.
Сост. Н. Бабасян. М./ Музыка, 2012
36.Хрестоматия по фортепианному ансамблю Выпуск 2.
Концертные пьесы для фно в 4 руки (ст. кл.) ,Выпуск 3.
Концертные пьесы для двух ф-но (ср.,ст. кл..).
Сост. Гудова Е., Доленко Н., Федоркова Н./М.: Классика-XXI,2012
37.Хрестоматия.Фортепианный дуэт.(два ф-но).2-4 кл.
Сост. Матяш Е., Перунова Н./Спб:Композитор,2012
38.Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,2004
39.Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1./ СПб, Композитор, 2006
40.Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы.
ДМШ / Вып.Т. СПб, Композитор, 2006
41.Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М.,
Музыка, 2011
42.Чайковский П. Детский альбом в 4 руки. / Феникс, 2011
43.Черни К.- Андре А. Сочинения для фортепианного дуэта.
Сост. Лакош А./М.:АСТ,2010
44. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации.
(мл. и ср. кл). Сост. Ж. Пересветова / СПб:Зитор,2011
45.Шедевры классической музыки в переложении для двух ф-но.

Сост.и автор перелож. Дубровина А./ Новосибирск:Окарина, 2012

2. Список рекомендуемой методической литературы
1.Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного
музицирования / Камерный ансамбль.М.,2001
2.БлагойД. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический
процесс.М.,2001
3.Готлиб А.

Заметки о фортепианном ансамбле /
Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,2004

4.Готлиб А.

Основы ансамблевой техники. М.,2003

5.Готлиб А.

Фактура и тембр в ансамблевом произведении.
/Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.2001

6.Лукьянова Н.

Фортепианный ансамбль: композиция,
исполнительство, педагогика//
Фортепиано.

М.,ЭПТА, 200Т: № 4

7.Сорокина Е.

Фортепианный дуэт. М.,2008

8.Ступель А.

В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка2000

9.Тайманов И.

Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /
ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011,
ред. Задерацкий В.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».