ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

1

2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
I.

Пояснительная записка
- цель и задачи образовательной программы «Струнные

инструменты»;

- организация учебного процесса образовательной программы «Струнные
инструменты».
II.

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной
программы « Струнные инструменты »

III.

Учебный план

IV.

График образовательного процесса

V.

Программы учебных предметов

VI.

Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся

VII. Программа

творческой,

методической

деятельности ОУ

3

и

культурно-просветительской

Образовательная программа «Струнные инструменты» определяет содержание и
организацию образовательного процесса в ДМШ, направлена на творческое,
эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для
приобретения им опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой),
самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Образовательная программа построена на принципах:








Принцип индивидуального подхода – максимальное развитие присущих
каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую
музыкальную индивидуальность;
Технической и художественной доступности учебного материала с учетом
возрастного фактора и степени продвинутости учащихся;
Последовательности и систематичности (от простого к сложному);
Наглядности обучения – показ (иллюстрация) и объяснение;
Активности – максимальное участие ученика в образовательной
деятельности;
Дифференцированный – индивидуальный подход к обучающимся на
основе их способностей.

Образовательная программа «Струнные инструменты» рассчитана на детей от 6 до
18 лет. Сроки обучения составляет 8 (9) лет для детей поступающих в возрасте 69лет. Основная форма учебно-воспитательной работы – индивидуальные занятия.
Уроки проводятся два раза в неделю по 45 минут.

Цель и задачи образовательной программы «Струнные инструменты»
Цель: Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах,
особенностях музыкального языка и образности, позволяющих выпускнику
самостоятельно ориентироваться в ценностях музыкального культурного
пространства посредствам игры на скрипке.
Задачи:
Образовательные:




умение использовать навыки выразительного исполнения: через чистоту
интонирования, расширения тембровых красок, тонкость динамических
оттенков, чувство фразировки;
умение выразительно исполнять соло, уметь слышать и контролировать
качество звука, исполнение своей партии в соответствии с художественной
трактовкой произведения в целом, формировать эстетические отношения к
качеству звучания;
4



овладение
знаниями,
умениями,
навыками,
необходимыми для
исполнительской деятельности на скрипке, умение самостоятельно
разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения разных жанров
и направлений.

Развивающие:





формирование художественного вкуса учащихся на лучших образцах
народного музыкального творчества, классиков русской и зарубежной
музыки, советских и современных композиторов;
развитие и выявление наиболее одаренных в музыкальном отношении детей
и готовить их к поступлению в музыкальные училища;
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности до уровня самореализации,
самовыражения посредством игры на скрипке.

Воспитательные:






воспитание у учащихся эмоционально-ценного отношения к музыке,
устойчивого интереса к ней, музыкального вкуса учащихся, потребности к
самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и
музыкальному самообразованию: слушательской и исполнительской
культуры учащихся;
создание на занятиях атмосферы творческого сотрудничества ученика и
педагога; укрепление чувства ответственности за результат работы; участие в
активной концертной деятельности;
создание среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний,
включение учащихся в социально полезную деятельность, организация
содержательного досуга и занятости, адаптации их жизни в обществе.

Мотивационные:





мотивация школьника на получение музыкального образования,
позволяющее ему приобрести устойчивую потребность в познании и
творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно,
социально, профессионально, личностно;
создание внутреннего комфорта для делового общения, поддержка,
укрепление и развитие положительной мотивации;
обеспечение формирования и совершенствования учебных умений по
переработке информации и самоорганизации практической деятельности и
развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей,
самооценку действия.

5

Организация учебного процесса образовательной программы
«Струнные инструменты»
Данная программа создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку,
четко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей,
оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Период обучения скрипачей в ДМШ условно разделен на два этапа.
Первый этап. (1 – 4 ) младшие классы.
Этап обучения в младших классах включает задачи:






совмещение развития двигательных навыков учащегося со слуховым
восприятием результата движения, создание качественно нового для ребенка
слухо-двигательного навыка;
максимальное развитие начальных навыков учащегося, создание
«фундамента» исполнительского мастерства будущего музыканта;
овладение грамотным и осмысленным умением чтения нотного текста;
приобретение положительной мотивации ученика к занятиям, к музыке, к
инструменту.

Второй этап. (5 – 8) старшие классы.
Задачи обучения:




возрастание интереса к музыке, музицированию;
овладение учащимися знаниями о характерных чертах важнейших жанров и
особенностях стиля композиторов разных творческих направлений;
осуществление интегрированного подхода к освоению музыкального
репертуара в классе скрипки, достижение высокого художественного уровня
исполнения;

Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, а также
аудиовизуальные. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением
является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание
и активность учащегося. Работа над выразительностью исполнения, качеством
звука, интонацией, ритмом и динамикой последовательно проводится на
протяжении всех лет обучения учащихся в школе.

6

Планируемые результаты освоения образовательной программы
« Струнные инструменты »
Реализация
учащихся:







программы

обеспечивает

следующие

ожидаемые

результаты

умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически
свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых
направлений из репертуара школы;
быть подготовленным слушателем классической музыки, обладать общим
музыкальным развитием;
желание продолжить обучение;
формирование личности учащегося как индивидуума;
умение передавать выразительность музыки и ее содержание; проявить
творческое начало в передаче характера произведения.

Результатами освоения данной образовательной программы являются не только
профессиональные навыки, умения и знания, но и общее гуманитарное развитие
детей. Отличительной особенностью программы является ориентирование
образовательного процесса на внутренний эмоциональный мир ребенка и его
обогащение.

Учебный план
№
п\п

Наименование
Предмета

Количество уроков в неделю

Экзамены
(класс)

I

II

III

IV

V

VI

VII

1,5

1,5

2

2

2,5

2,5

2,5

V, VII
V, VII

1.

Специальность

2.

Чтение с листа

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

3.

Коллективное
музицирование
( ансамбль)
Предмет по
выбору

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

4.

7

Программы учебных предметов.
Рабочие программы, на которых выстраивается процесс обучения, предлагают
целесообразный, методически обоснованный объём учебной нагрузки учащихся и
её распределение. Рабочие программы включают 8 (9) летнюю образовательную
программу для обучающихся по классу скрипки и отвечают следующим
требованиям:
 целостности (внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана);
 сбалансированности (уравновешенности составляющих частей);
 преемственности (последовательности этапов развития личности, её
способностей, мотивов деятельности);
 перспективности (наличии резервов, гибкости плана);
 динамичности (возможности переориентации учащегося на этапах
обучения).
Тематика образовательного материала, его распределение и усложнение
основываются на принципах последовательности, постепенности, технической и
художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и
степени продвинутости учащихся. Учебные планы включают в себя предметы
музыкально-теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная литература,
слушание музыки). Изучение данных предметов обеспечивает теоретическую базу
для освоения предметов практического цикла (специальность, хор, ансамбль
скрипачей), позволяет эффективно развивать музыкальное мышление учащихся,
творческие способности, развивает чувство метроритма, знакомит с русским
(музыкальным
фольклором)
и
финно-угорским
народно-музыкальным
творчеством, национальной культурой, воспитывает национальное самосознание и
эстетический вкус. Содержание учебных планов включают также вариативный
компонент, представленный следующими дисциплинами: чтение нот с листа, игра
в ансамбле. Включение данных предметов в
учебный процесс связано с
необходимостью формирования и развития практических навыков игры на
инструменте, воспитание интереса и любви к совместному музицированию,
осознание роли и возможности инструмента в ансамблевом исполнительстве,
воспитание творческой и исполнительской дисциплины, расширение
художественного кругозора учащихся. Большое значение в совершенствовании
содержательной части учебных дисциплин имеет включение национальнорегионального компонента. Изучение мордовской народной национальной
музыки, включение в индивидуальные планы учащихся произведений мордовской
профессиональной музыки позволяет в значительной степени обогатить
репертуарный план учащихся, сформировать становлению личности с развитым
национальным
самосознанием,
обладающей
высоким
художественноэстетическим потенциалом.

8

Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся
Оценка качества занятий по «Специальности и чтение с листа (скрипка)»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ и др.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Экзамен проводится:
- по окончании 8 класса (выпускной экзамен) при 8-летнем сроке обучения
или по окончании 9 класса (выпускной экзамен) при 9-летнем сроке обучения.
Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают
переводной зачет.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство
об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

9

Таблица 3
Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Учащийся
должен
продемонстрировать
весь
комплекс музыкально-исполнительских достижений
на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить
свою программу, иметь хорошую интонацию,
хорошее
звучание
и
достаточно
развитый
инструментализм
4 («хорошо»)
При всех вышеизложенных пунктах не достаточно
музыкальной выразительности или несколько отстает
техническое развитие учащегося
3 («удовлетворительно»)
Исполнение носит формальный характер, не хватает
технического развития и инструментальных навыков
для качественного исполнения данной программы,
нет понимания стиля исполняемых произведений,
звучание маловыразительное, есть интонационные
проблемы
2 («неудовлетворительно») Программа не донесена по тексту, отсутствуют
инструментальные
навыки,
бессмысленное
исполнение,
нечистая
интонация,
отсутствие
перспектив дальнейшего обучения на инструменте
Зачет (без оценки)
Исполнение соответствует необходимому
уровню на данном этапе обучения
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения.
Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие
параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень
владения инструментом.
2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального
произведения.
3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля
исполняемого произведения.
10

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности ОУ
Высококачественным результатом урочной деятельности и учителя является
работа, которая создаёт благоприятные условия для творчества детей и педагогов.
Внеклассная работа дополняет учебную и отчасти восполняет её пробелы.
Внеурочные мероприятия, проводимые на отделении, способствуют углублению
знаний по отдельным интересующим учащихся вопросам, расширяя их
художественный кругозор, повышая культурный уровень. Одним из принципов
организации и проведения внеклассных мероприятий является стремление сделать
эту работу интересной и увлекательной по форме и содержанию.
Лекции концерты в детских садах города, выступления (тематические) для
учащихся младших классов общеобразовательных школ с целью привлечения и
агитации их для поступления в музыкальную школу.
Родительские собрания отделения с концертом учащихся.
Отчетные концерты отделения.
Участие в городских концертах.
Участие в конкурсах (краевых, зональных, городских)
Посещение преподавателями отделения методических секций различного уровня
(городских, республиканских), мастер классов совместно с учащимися
проводимых в нашем городе.
Совместное посещение с учащимися и их родителями концертных залов, походы в
театры. Таким образом учащиеся имеют возможность соприкоснуться с лучшими
образцами музыкальной культуры, приобщиться к искусству.

11

На отделении ведётся определённая систематическая работа по вовлечению
родителей учащихся в учебно-воспитательный процесс. С этой целью регулярно
созываются родительские собрания по классам, общие собрания на отделении. На
собраниях родителей знакомят с задачами учебно-воспитательного процесса,
отмечают успехи, трудности, указывая вместе с тем на то, какую конкретную
помощь могут оказать школе родители. Эта помощь осуществляется в лице
родительского комитета, попечительского совета. Родители оказывают помощь в
организации внеклассных мероприятий, проведении концертов, конкурсов,
вечеров отдыха, выпускных вечеров и др. Тесное сотрудничество преподавателей
отделения с родителями и вовлечение их в дело воспитания детей обеспечивает
успешное разрешение многосторонних задач, формирование личности школьника.

Экскурсии. Совместное посещение концертных залов, кинотеатров…

Список рекомендуемой нотной литературы.
1. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983
2. Верачини Ф. Сонаты для скрипки. Elibron Classics, 2002
3. Вивальди А. Двенадцать сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004
4. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М., Гос. муз. изд., 1987
5. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980
6. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор», 1992
7. Гендель Г.Ф. 6 сонат для скрипки и ф-но.
8. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор»,
1986
9. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. М., «Композитор»,
1998
10. Данкля Ш. Этюды соч. 73. М., Музыка, 1970
11. Донт Я. Этюды соч. 37. М., Музыка, 1988
12. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987
13. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
14. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962
15. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996
16. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996
17. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996
18. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
19. Классические пьесы (составитель и редактор С.Шальман). СПб, «Композитор»,
2009
12

20. Корелли А. 10 сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004
21. Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987
22. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004
23. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2004
24. Роде П. 24 каприса. М., Музыка, 1988
25. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000
26. Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая Дидона»
27. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
28. Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966
29. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы.
Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М.,
Музыка, 1990
30. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы.
Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка,
2008
31. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы.
Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка,
1991
32. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.
(Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987
33. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995
34. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.
Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987
35. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы.
М., Музыка, 1987
36. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,
1995
37. Юный скрипач. Вып. 1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский
композитор», 1992
38. Юный скрипач. Вып.2. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский
композитор», 1992
39. Юный скрипач. Вып.3. М., «Советский композитор», 1992
40. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003
Список рекомендуемой методической литературы.
1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965
2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010
3. Беленький Б. – Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М.,
«Музыка», 1990
4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник
статей. М., «Классика ХХI», 2006
5. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах».
Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978
6. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2,
13

составитель Руденко В.И.
32
7. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1986. Выпуск 7,
составитель Руденко В.И.
8. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХI»,
2006
9. Гутников Борис. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988
10. Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.
М., «Музыка», 2008
11. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008
12. Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХI», 2007
13. Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины. СПб,
«Композитор», 2004
14. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985
15. Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М.,
«Классика XXI», 2006
16. Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной
выразительности. М., «Классика ХХI», 2006
17. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956
18. Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального
образования». М., Музыка, 1981
19. Порсегов А., Тагиев М. «Проблемы мышечных ощущений при игре на
скрипке». Ишыг, Баку, 1978
20. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983
21. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М.,
«Музыка», 1973
22. Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача.
СПб, 2002
23. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009__

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».