ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРТЕПИАНО

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2
г.о.Саранск ул.Васенко д.3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»

Саранск 2013 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

образовательной

программы.
3. Учебный план.
4. График образовательного процесса.
5. Программы учебных предметов.
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации,
результатов освоения образовательной программы обучающимися.
7. Программа

творческой,

методической

деятельности образовательного учреждения.

3

и

культурно-просветительской

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная
«Фортепиано»

программа

(далее

образовательного

–

в

области

программа

учреждения

детей«ДМШ№2»является

предпрофессиональная
музыкального

«Фортепиано»)
дополнительного

системой

документов,сформированной на основе

искусства

Муниципального
образования

учебно-методических

Федеральных государственных

требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации этой программы, а также срокам их реализации.
Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию
образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей «ДМШ№2».
Программа «Фортепиано» учитывает возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира
и Российской Федерации;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Программа «Фортепиано» разработана с учетом:
4

обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
и высшего профессионального образования в области музыкального
искусства;
сохранения

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа «Фортепиано» ориентирована на:
воспитание

и

развитие

у

обучающихся

личностных

качеств,

позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,

позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению

в

соответствии

с

программными

требованиями

учебной

информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку

своему

преподавателями

труду,
и

формированию

обучающимися

в

навыков

взаимодействия

образовательном

с

процессе,

уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам,

пониманию

причин
5

успеха/неуспеха

собственной

учебнойдеятельности,

определению

наиболее

эффективных

способов

достижения результата.
С целью обеспечения преемственности программы «Фортепиано» с
программами среднего профессионального и высшего профессионального
образования, обучение в ДМШ по учебным предметам обязательной и
вариативной частях осуществляется на русском языке.
Материально-технические

условия

реализации

«Фортепиано» обеспечивают возможность достижения

программы
обучающимися

результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база ДМШ
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый
перечень

учебных

аудиторий,

специализированных

кабинетов

и

материально-технического обеспечения включает в себя:
концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим
оборудованием,
библиотеку,
помещения

для

работы

со

специализированными

материалами

(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
учебные

аудитории

для

групповых,

мелкогрупповых

и

индивидуальных занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой
класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора,
роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Специальность и чтение с листа», оснащены роялями или
пианино.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не
менее

6

кв.м.,

для

реализации

учебных

«Концертмейстерский класс» – не менее 12 кв.м.
6

предметов

«Ансамбль»,

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки»,

оснащены

фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной
мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены
наглядными пособиями.
В

ДМШ

созданы

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания и ремонта музыкальных инструментов для обеспечения
выступлений учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
Реализация

программы

«Фортепиано»

обеспечивается

доступом

каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудиои видеозаписей, сформированным по полному перечню учебных предметов
учебного

плана.

Во

время

самостоятельной

работы

обучающиеся

обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный

фонд

ДМШ

укомплектован

печатными

и/или

электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной
учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и
история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный

фонд

помимо

учебной

литературы

включает

официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими
работниками,

имеющими

среднее

профессиональное

или

высшее

профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого
ими

учебного

предмета.

Доля

преподавателей,

имеющих

высшее

профессиональное образование, составляет не менее 30 процентов в общем
7

числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной
образовательной программе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРТЕПИАНО»
Разработанная программа «Фортепиано» обеспечивает достижение
обучающимися результатов освоения данной программы, предусмотренных
ФГТ.Минимум

содержания

программы

«Фортепиано»

обеспечивает

целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
ею в процессе освоения программы музыкально-исполнительских и
теоретических
учитывает

знаний,

возрастные

умений
и

и

навыков.Программа

индивидуальные

«Фортепиано»

особенности

обучающихся

(творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).
Результатом

освоения

программы

«Фортепиано»

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и
при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения;
-

умения

самостоятельно

преодолевать

технические

разучивании несложного музыкального произведения;
8

трудности

при

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или
инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений;
- дополнительные требования (при наличии)
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных

композиторов,

а

также

созданных

ими

музыкальных

произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
-

умения

использовать

полученные

теоретические

знания

при

исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения
в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с
листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;
- дополнительные требования (при наличии)
9

Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным
годом обучения, сверх обозначенных в предыдущем пункте, является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;
-

знания

различных

исполнительских

интерпретаций

музыкальных

произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на
достаточном

художественном

уровне

в

соответствии

со

стилевыми

особенностями;
- дополнительные требования (при наличии)
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в
области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания
основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной
ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять
построение

интервалов

и

аккордов,

группировку

длительностей,

транспозицию заданного музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических
или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения
материала (типов фактур);
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки;
- дополнительные требования (при наличии)
10

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебные планы программы «Фортепиано» разработаны ОУ в
соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных
Министерством культуры Российской Федерации.
Учебные планы отражают структуру программы «Фортепиано»
определяют содержание и организацию образовательного процесса в ОУ с
учетом:
- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и
основных

профессиональных

образовательных

программ

среднего

профессионального и высшего образования в области искусств;
- сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства;
- индивидуального творческого развития детей;
Учебные

планы

разработаны

с

учетом

графиков

и

сроков

образовательного процесса по реализуемой программе «Фортепиано».
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения
учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы
промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету
(максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ОУ
в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть
увеличен на один год.
ОУ реализует программу (или нет) «Фортепиано» в сокращенные
сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. Право на
11

освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану
имеют обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и
навыков и приступившие к освоению данной программы со второго по
седьмой классы включительно. В выпускные классы (восьмой и девятый)
поступление обучающихся не предусмотрено.
Учебный план программы «Фортепиано» предусматривает следующие
предметные области – музыкальное исполнительство, теория и история
музыки; и разделы – консультации, промежуточная аттестация, итоговая
аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части,
которые состоят из учебных предметов.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26
часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам
учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях ДМШ).
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет
1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с
листа - 592 часа, УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Концертмейстерский
класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа,
УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом
обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
12

ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с
листа - 691 час, УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Концертмейстерский
класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;
ОП.02.Теория и история музыки: Сольфеджио - 428 часов, Слушание
музыки - 98 часов, Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) 231 час, Элементарная теория музыки – 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части
программы «Фортепиано», получения обучающимися дополнительных
знаний,

умений

и

навыков.

Объем

времени

вариативной

части,

предусматриваемый в ДМШ на занятия обучающихся с присутствием
преподавателя, составляет ___ процентов (фактические показатели) от
объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного
на аудиторные занятия.
При формировании в ДМШ вариативной части, а также введении в
данный

раздел

индивидуальных

занятий

учитываются

исторические,

национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
музыкального искусства.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет
вариативная часть включает следующие предметы: (перечень)
При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом
обучения вариативная часть включает следующие предметы: (перечень)
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями
для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации проводятсярассредоточено
или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации
программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и 184 часов при
реализации образовательной программы с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени установлен ОУ из расчета одной недели в учебном
13

году(или иное). В случае если консультации проводятся рассредоточено,
резерв

учебного

времени

используется

на

самостоятельную

работу

обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной)

с

целью

обеспечения

самостоятельной

работой

обучающихся на период летних каникул).
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определен с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от
2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
ОУ обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на
базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на
младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.Хоровые
учебные коллективы участвуют в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности ОУ.
При реализации программы «Фортепиано» работа концертмейстеров
планируется

с

учетом

сложившихся

традиций

и

методической

целесообразности:
по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному
учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» –
от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;

14

4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
При реализации программы «Фортепиано» в ОУ продолжительность
учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом
классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При
реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом
классе составляет 33 недели.
С

первого

по

девятый

классы

в

течение

учебного

года

предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные

при реализации основных образовательных программ

начального общего и основного общего образования.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели –
проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников направлена на методическую, творческую,
культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных
профессиональных образовательных программ.

15

Примерный график образовательного процесса
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано» Срок обучения – 8 лет
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
ФИО
(подпись)
«____» _______________ 20
года
МП
2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

I
I
I

I
I
I
ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

16

Всего

24 – 31

=

=

32
33
33
33
33
33
33
33

1
1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
1
1

2

18
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
40

26
3

7

8

2

12
4

40
4

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени

17 – 23

=

э
э
э
э
э
э
э

Аудиторные занятия

3–9

10 – 16

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
р

Каникулы

=

=

20 – 26

=

27.07 – 2.08

=

6 – 12

=

13 – 19

=

22 – 28

=

Август

29.06 – 5.07

=

Июль

15 – 21

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

1–7

=

=

Май

8 – 14

=

=

Апрель

25 – 31

=

Март

18 – 24

=

=

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

=

12 – 18

22 – 28

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

22 – 28

Октябрь

29.09 – 5.10

8 – 14

15 – 21

1–7

Классы

Сентябрь

Итоговая аттестация

1. График учебного процесса

Каникулы

=

Примерный график образовательного процесса
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано»Срок обучения – 9 лет
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
ФИО
«____» _______________ 20
МП

(подпись)
года
1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

ИТОГО

Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

17

32
33
33
33
33
33
33
33
33

1
1
1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2

18
17
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
52
40

29
6

8

9

2

14
1

45
6

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени

24 – 31

I
I
I

Аудиторные занятия

17 – 23

= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =

3–9

10 – 16

20 – 26

27.07 – 2.08

э
э
э
э
э
э
э
э
ш

6 – 12

13 – 19

22 – 28

29.06 – 5.07

15 – 21

р
р
р
р
р
р
р
р
р

8 – 14

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

=

Август

Всего

=

=

Июль

Каникулы

=

=

=
=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

итоговая аттестация

=

=

Май

1–7

=

=

Апрель

25 – 31

=

Март

18 – 24

=

=

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

=

12 – 18

22 – 28

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

=
=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8
9

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

22 – 28

Октябрь

29.09 – 5.10

8 – 14

15 – 21

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

Каникулы

=

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (прилагаются)

6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» в ОУ включает в
себя

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию обучающихся.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разработаны ОУ самостоятельно на основании ФГТ. Положение о текущем
контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является
локальным нормативным актом ОУ, принятым органом самоуправления
образовательного

учреждения

«ДМШ

№

2»

и

утвержденным

его

руководителем.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Текущий контрольнаправлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление

отношения

домашнихзанятий,

к

имеет

предмету,

на

ответственную

воспитательные

цели,

организацию

может

носить

стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них
учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
18

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
академические концерты, прослушивания, контрольные работы, технические
зачеты, устные опросы, письменные работы, тестирование. Особой формой
текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная
учащегося

аттестация

определяет

успешность

развития

и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий. По окончании полугодий учебного
года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки
обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году
установлено не более четырех экзаменов и шести зачетов.
На

каждую

промежуточную

(экзаменационную)

аттестацию

составляется утверждаемое директором ОУ расписание экзаменов, которое
доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не менее
чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все
учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем
учебном году.
19

Экзаменационные

материалы

и/или

репертуарный

перечень

составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее
наиболее актуальные разделы, темы, или те или иные требования к уровню
навыков и умений обучающегося.
В соответствии с требованиями ФГТ для аттестации обучающихся на
соответствие

их

персональных

достижений

поэтапным

требованиям

программы «Фортепиано» создан фонд оценочных средств для проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды
включают:
- контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий,
контрольных работ, зачетов и экзаменов;
- тесты и компьютерные тестирующие программы;
- примерную тематику исполнительских программ;
- примерную тематику рефератов и т.п.
Фонды оценочных средств адекватны требованиям ФГТ по данной
специальности, соответствуют целям и задачам программы «Фортепиано»и
её учебному плану. Они обеспечивают оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
ОУ разработаны критерии оценок успеваемости обучающихся по
программе «Фортепиано».
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют:
-

определить

уровень

освоения

обучающимся

материала,

предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
-

оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при

выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
20

Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если
задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по
форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения
наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Выявлено
свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным
требованиям.
Оценка

«4»

(хорошо)

выставляется

при

достаточно

полном

выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания,
том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание
материала,

проявлено индивидуальное

небольшие

технические

и

отношение,

стилистические

однако допущены

неточности.

Допускаются

небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного
задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании
достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное
исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими
неточностями

и

ошибками,

слабо

проявляется

осмысленное

и

индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение
техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в
усвоении отдельных тем.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии
выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за
грубые технические ошибки и плохое владение материалом. Выявлены
значительные пробелы в усвоении темы.
Зачет (без отметки)отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения,соответствующий программным
требованиям.
21

Освоение обучающимися программы «Фортепиано» завершается
итоговой аттестацией обучающихся.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Временной

интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся и
критерии оценок определены ОУ на основании ФГТ.
При

прохождении

продемонстрировать

итоговой

знания,

аттестации

умения

и

выпускник

навыки

в

должен

соответствии

с

программными требованиями, в том числе:
 знание

творческих

композиторов,

биографий

музыкальных

зарубежных

произведений,

и

основных

отечественных
исторических

периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими
видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара,
в том числе ансамблевого;
 достаточный

технический

уровень

владения

фортепиано

для

воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
 умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
 наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

22

7. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
Высокое

качество

образования,

его

доступность,

открытость,

привлекательность для обучающихся, их родителей, духовно-нравственное
развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности
обеспечивается

созданием

образовательной

среды.

в
Она

ДМШ

комфортной,

предполагает

развивающей

организациютворческой,

методической и культурно-просветительской деятельности.
Творческая

и

культурно-просветительская

деятельностьв

ДМШ

направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду
среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и
зарубежного

музыкального

искусства,

их

приобщение

к

духовным

ценностям, создание необходимых условий для совместного труда, отдыха
детей, родителей.
Творческая деятельность предполагает активное участие обучающихся и
преподавателей в творческих мероприятиях. Культурно-просветительная
деятельность предполагает

посещения обучающимися учреждений и

организаций культуры.
С

целью

реализации

творческой

и

культурно-просветительной

деятельности в созданы учебные творческие коллективы: учебные хоровые и
вокальные коллективы.
Возможна

организация

творческой

и

культурно-просветительной

деятельности совместно с другими ДМШ, в том числе по различным видам
искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и
высшего

профессионального

образования,

реализующими

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
При

реализации

методическая

программы

деятельность.Она

«Фортепиано»
направлена

в
на

осуществляется
совершенствование

образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм
и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности
23

обучающегося. С этой целью в образовательном учреждении создан
методический совет. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается
учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Методическая работа призвана решать следующие задачи:
- организация активного участия членов педагогического коллектива в
планировании

развития

учреждения

и

его

реализации,

а

также

в

инновационной, опытно-экспериментальной деятельности школы;
- обеспечение условий повышения профессиональной компетенции, роста
педагогического

мастерства

и

развития

творческого

потенциала

преподавателей;
- экспертно-диагностическое и аналитическое обеспечение образовательновоспитательного процесса;
- изучение и внедрение инноваций в области музыкальной педагогики;
- изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;
- изучение и распространение новых методик, технологий, программ,
учебников и др.;
-

реализация

решений

педагогического

совета

по

организационно-

методическим вопросам;
- организация выставок учебно-методического характера;
- методическая помощь молодым преподавателям.
Программа творческой, культурно-просветительской и методической
деятельности включает в себя мероприятия, имеющие периодический,
системный характер.
Перечень мероприятий в рамках творческой и культурно-просветительской
деятельности, в которых принимают участие учащиеся и преподаватели
«ДМШ№2»:
 Региональный смотр-конкурс «Лучший преподаватель года»,
 Региональные и муниципальные конкурсы для присуждения и вручения
премий среди работников государственных и муниципальных учреждений
дополнительного
реализующих

образования

дополнительные

детей,

педагогических

образовательные
24

работников,

программы,

и

среди

государственных

и

муниципальных

учреждений

дополнительного

образования детей,
 Региональный

отборочный

тур

для

участия

вВсероссийских

и

международных конкурсах,
 мастер-классы ведущих специалистов, мастеров искусств,
 музыкально-теоретические

олимпиады

(внутришкольная,

городская,

районная),
 фестивали,
 творческие вечера,
 театрализованные представления,
 Олимпиады искусств,
 концерты,
 концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых
центрах,
 посещение

обучающимися

филармоний,абонементных

концертов,

выставочных залов, театров, музеев.
Перечень

мероприятий

и

форм

работы

в

рамках

методической

деятельности:
 участие в конкурсах педагогического мастерства, научно-методических
конференциях,

семинарах,

педагогических

чтениях

(внутришкольных,

городских, районных, областных и региональных),
 создание

педагогами

использование

методических

современных

разработок

образовательных

и

рекомендаций,

технологий,электронных

образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе, написание
методических работ различных жанров, способствующих повышению
качества образовательного процесса.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».