ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ »
Предметная область ПО.01.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПОУЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01. УП.03.ФОРТЕПИАНО
(Срок обучения – 5 лет)
Саранск 2013
I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной
предпрофессиональнойобщеобразовательной программы в области искусств
«Народные инструменты» разработана на основании федеральных
государственных требований, установленных к минимуму содержания,
структуре
и
условиям
реализации
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства.
Исторические корни появления этой учебной дисциплины надо искать
ещё в начале XIX века. Выдающийся русский композитор Н.А. РимскийКорсаков уже указывал на первостепенную значимость игры на фортепиано,
как неотъемлемую часть воспитания музыканта на всех этапах обучения. Он
писал: «Фундамент музыкальной профилизации должен закладываться с
детских лет через обучение пению или игре на инструменте (особенно
фортепиано), что создаёт наиболее благоприятные условия для развития
природных музыкальных данных и общей музыкальной культуры».
Учебный предмет «Фортепиано» является обязательной частью
обучения учащихся в музыкальной школе по исполнительским
специальностям и направлен на приобретение детьми знаний, умений и
навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования,
а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся
об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские
умения и навыки.Обучение игре на фортепиано включает в себя
музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры,
овладение
основами
аккомпанемента
и
необходимые
навыки
самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт
творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой
музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» является базовым инструментом для изучения
теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной литературы), поэтому
обучающимся
по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
искусств«Народные
инструменты» необходим курс ознакомления с фортепиано.
На основании настоящих ФГТ, с использованием вариативной части,
рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 5–летнего обучения
предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 5
лет (с 1 по 5 классы), что дает возможность расширения и углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Программа рассчитана на детей, поступивших в школу в возрасте10-12 лет.
Объем учебного времени, предусматриваемый учебным планом на
реализацию учебной программы «Фортепиано» расширен за счет
вариативной части:
максимальная учебная нагрузка составляет 495 часов за весь период
обучения;
объем внеаудиторной(самостоятельной) работы обучающихся –
330часов;
объем аудиторных занятий составляет 165 часов.На освоение предмета
«Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных
занятий в неделю.
Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную
самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома
фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в
соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной
и
систематической, контролироваться на каждом уроке.На самостоятельную
работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная,
продолжительность урока –45минут, что позволяет проводить работу с
учетом возможностей каждого ученика. В одном и том же классе программа
рабочих и итоговых произведений может значительно отличаться по уровню
сложности в зависимости от способностей обучающегося.
Цель предмета: приобщение детей к искусству, развитие их
творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных
навыков. Через обучение игре на фортепиано способствовать формированию
художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать
интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного
мышления, воображения, слуха, чувства ритма, музыкальной памяти,
исполнительской воли и выдержки.
Задачи предмета:
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к
классической музыке и музыкальному творчеству;
владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного
образа,
соответствующего
замыслу
автора
музыкального произведения;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на
фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;
овладение основными видами штрихов – nonlegato, legato, staccato;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,
музыкальности, эмоциональности;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми
длявладения инструментом фортепиано в рамках программных
требований;
обучение
навыкам
самостоятельной
работы
с
музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в
ансамбле;
владение
средствами
музыкальной
выразительности:
звукоизвлечением,
штрихами,
фразировкой,
динамикой,
педализацией;
приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие
всеаспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоениеучебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических
приемов, наблюдение);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
практические методы обучения
(работа на инструменте
над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных
произведений).
Для реализации данной программы необходимы следующие
условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием
инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому
материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией,
соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные
инструменты должны быть настроены.
2. Содержание предмета
Содержание учебного предмета «Фортепиано» соответствует целям и
задачам, поставленным ФГТ.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано»
распределяется по годам обучения в соответствии с дидактическими
задачами, стоящими перед педагогом.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
посещение учреждений культуры (филармоний, концертных
залов,театрови др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской
деятельности
образовательного
учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
Изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся
специальности «Народные
инструменты» (срок обучения 5
лет)рекомендовано начинать с первого класса, годовые требования
представлены по годам обучения.
1 год обучения
Объем учебного времени:
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели;
максимальная учебная нагрузка – 99 часов;
объем самостоятельной работы обучающихся – 66 часов;
аудиторные занятия – 33 часа.
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами
игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с
нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных
попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой
техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из
сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста, игра в
ансамбле с преподавателем.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение
тонического трезвучия.
Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор – отдельно каждой рукой на одну
октаву. Аккорд – тоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2, 3 четвертях по
результатам текущего контроля и публичных выступлений, в 4 четверти
проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета
с оценкой или «зачтено», проводимого в присутствии комиссии.
Примерные репертуарные списки
Беркович И.
Гнесина Е.
Гумберт А.
Этюды
Этюд Соль мажор
«Фортепианная азбука»
«Маленькие этюды для начинающих»
Этюд До мажор
Лешгорн А.
«Избранные этюды для начинающих» соч.65
Назарова Т.
Этюд До мажор
Шитте Л.
Этюд До мажор
Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Берлин Б.
«Кроличья колыбельная»
Вебер К.М.
Танец
Вольфарт Г.
Moderato
Гнесина Е.
Песня
Гречанинов А.
Соч.98: «В разлуке», Мазурка
Гедике А.
Танец
Глинка М.
Полька
Градески Э.
«Задиристые буги»
Игнатьев В.
«Тихая песня»
Кабалевский Д.
«Клоуны», «Маленькая полька»
Красев М.
«Барабанщик»
Лещинская Ф.
«Веселый маляр»
Лоншан«Марш гномиков», «Из бабушкиных воспоминаний»
Друшкевичова К.
Соч.28: «Бирюльки», «В садике», «Пастушок»,
Майкапар А.
«Мотылек»
Хаджиев П.
Маленькая прелюдия
Хереско Л.
«Две тетери»
Штейбельт Д.
Адажио
Ансамбли в 4 руки
Кабалевский Д.
«Про Петю»
Красев М.
«Ветер по морю гуляет»
Потапенко Т.
«По грибы»
Савельев Б.
«Песня кота Леопольда»
Сорокин К.
Народная песня
Томпсон Д.
«Вальс гномов»
Филиппенко А.
«Цыплята»
Чичков Ю.
«Флажки»
Примерыпереводных программ
Вариант 1
Ансамбль – Прокофьев С. «Болтунья»
Старокадомский М. «Веселые путешественники»
Польская народная песня «Висла»
Вариант 2
Ансамбль – Чайковский Б. «Урок в мышиной школе»
Гнесина Е. Этюд До мажор
Калинников В. «Тень-тень»
Вариант 3
Ансамбль – Бетховен Л. Симфония №5 (отрывок)
Шитте Л. ЭтюдДо мажор
Майкапар А. «В садике»
2 год обучения
Объем учебного времени:
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели;
максимальная учебная нагрузка составляет 99 часов;
объем самостоятельной работы обучающихся – 66 часов;
аудиторные занятия – 33 часа.
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов
игры на фортепиано, звукоизвлечением. Включение в репертуар
произведений, имеющих полифоническую ткань, способствующих развитию
слухового контроля.Работа над упражнениями, формирующими правильные
игровые навыки. Чтение с листа.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по
результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4
четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока
или зачета с оценкой или «зачтено», проводимого в присутствии комиссии.
Годовые требования:
4 этюда,4 разнохарактерные пьесы,2-3 произведения полифонического стиля,
1-2 ансамбля;
гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на две октавы, аккорды,
арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.
Примерные репертуарные списки
Аглинцова Е.
Арман Ж.
Бах И.С.
Бах И.Х.
Виттгауэр И.
Гайдн И.
Гедике А.
Гендель Г.Ф.
Корелли А.
Кригер И.
Произведения полифонического склада
Русская песня
Пьеса ля минор
Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах (по выбору)
Moderato Ре мажор
Гавот ля минор
Менуэт Соль мажор
Ригодон Фа мажор
Менуэт ре минор
Сарабанда ре минор
Менуэт ля минор
Курочкин Д.
Левидова Д.
Моцарт В.
Моцарт Л.
Перселл Г.
Скарлатти Д.
Сперонтес С.
Сен-Люк Я.
Телеман Г.Ф.
Щуровский Ю.
Беркович И.
Гнесина Е.
Гедике А.
Гурлит М.
Жилинский А.
Лекуппэ Ф.
Любарский Н.
Майкапар А.
Сорокин К.
Тетцель Э.
Черни-Гермер
Шитте Л.
Беркович И.
Берлин П.
Вольфарт Г.
Гайдн Й.
Гедике А.
Геталова О.
Григ Э.
Жилинский А.
Майкапар А.
Руббах А.
Фрид Г.
Чайковский П.
Шостакович Д.
Штейбельт Д.
Бизе Ж.
Варламов А.
пер. Геталовой О.
Глинка М.
Пьеса
Пьеса
Менуэт Фа мажор
Бурре ре минор, Менуэт ре минор, Волынка
Ария ре минор
Ария ре минор
Менуэт Соль мажор
Бурре Соль мажор
Гавот До мажор
Канон ля минор
Этюды
Этюд До мажор, Фа мажор, ля минор
Фортепианная азбука
40 мелодических этюдов, соч.32, 1ч.
Этюд ля минор
Этюд До мажор, Соль мажор
Этюд До мажор
Этюд До мажор
Этюд ля минор
Этюд До мажор
Этюд До мажор
Этюды №№ 1-16 (1 тетр.)
Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7
Пьесы
25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
«Марширующие поросята»
Allegretto ля минор
Анданте Соль мажор
Русская песня, соч. 36
«Мишки в цирке»
Вальс ля минор, соч. 12
Латышская народная полька
«Пастушок», «В садике», соч. 28
«Воробей»
«Грустно»
«МойЛизочек», «В церкви»
Марш
Адажио
Ансамбли в 4 руки
Хор мальчиков из оперы «Кармен»
«На заре ты её не буди»
Хор «Славься»
Градески Э.
пер. Геталовой О.
Металлиди Ж.
Моцарт В.
Чайковский П.
пер. Бахмацкой О.
Шаинский В.
«Мороженое»
«Дом с колокольчиком»
Отрывок из Iч. симфонии соль минор
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
«Пусть бегут неуклюже»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Гедике А. Этюд ля минор
Левидова Д. Пьеса
РуббахА. «Воробей»
Вариант 2
Лемуан А. Этюд Соль мажор
Гедике А. Ригодон Фа мажор
Кабалевский Д. «Вроде марша»
Вариант 3
Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Чайковский П. «В церкви»
3 год обучения
Объем учебного времени:
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели;
максимальная учебная нагрузка составляет 99 часов;
объем самостоятельной работы обучающихся – 66 часов;
аудиторные занятия – 33 часа.
Включение в репертуар произведений, имеющих более сложную
полифоническую
ткань,
способствующих
развитию
слухового
контроля.Рекомендуется изучение крупной формы в легких сонатинах и
вариациях.
Особое внимание следует уделить произведениям мордовских
композиторов. Изучаются особенности музыкального языка, стиля.
Необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар
пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного
исполнения.
Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий
касаютсяусложнения изучаемого музыкального материала и повышения
требований ккачеству исполнения.
Продолжается работа над гаммами, упражнениями, этюдам,
развивающими различные виды техники, формируются навыки чтения с
листа.Рекомендуется выступление учащихся в школьной аудитории,
совместное обсуждение исполняемых пьес.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по
результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4
четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока
или зачета с оценкой или «зачтено», проводимого в присутствии комиссии.
Годовые требования:
4 этюда,4 разнохарактерные пьесы,2 полифонических произведения,1 часть
произведения крупной формы, 1-2 ансамбля;
гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками
надве октавы.
Примерные репертуарные списки
Арнэ Т.
Бах И.С.
Бах Ф.Э.
Бём Г.
Гедике А.
Гендель Г.Ф
Пёрселл Г.
Моцарт Л.
Тюрк Д.
Циполи Д.
Бертини А.
Гедике А.
Гюнтен Ф.
Жилинский А.
Лешгорн А.
Лемуан А.
Черни-Гермер
Шитте Л.
Барахтина Ю.
Произведения полифонического склада
Полифонический эскиз
Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:Домажор, ре
минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Маленькая фантазия ре минор
Менуэт Соль мажор
Фугетты соч. 36: Домажор, Соль мажор
Ария ре минор, Ригодон Соль мажор
Сарабанда
12 пьес под ред. Кувшинникова:Сарабанда Ре мажор,
Менуэты Ре мажор, ре минор
Аллегро ля минор
Менуэт ре минор
Этюды
Этюд Соль мажор
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32;
Соч. 58. «Ровность и беглость»
Этюд До мажор
Этюд си минор
Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15
Этюды соч.37 №№ 1,2
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Соч. 108: №№ 14-19
Крупная форма
Вариации на тему белорусской народной песни
Диабелли А.
Клементи М.
Кулау Ф
Моцарт В.
Некрасов Ю.
Пикуль В.
Хаслингер Т.
Чичков Ю.
Александров А.
Александров Ан.
Бояркин Н.
Вдовин Г.
Винорадов Ю.
обр. Визной И.
Волков В.
Гайдн Й.
Гедике А.
Гречанинов А.
Григ Э.
Дварионас Б.
Жилинский А.
Кирюков Л.
Кореневская И.
Кошелева Н.
Кузина Е.
ЛоншанДрушкевичова К.
Майкапар А.
Моцарт В.
Роули А.
Сароян С.
Свиридов Г.
Сигмейстер Э.
Соколова И.
Тюрк Д.Г.
Чайковский П.
Шуман Р.
Бетховен Л.
Сонатина Фа мажор
Сонатина До мажор
Сонатина До мажор
Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Маленькая сонатина ми минор
Сонатина си минор
Сонатина До мажор
Маленькая сонатина До мажор
Пьесы
«Новогодняя полька»
6 пьес «Когда я был маленьким»
Пять пьес на мордовские народные темы: «Яблоня»,
«Родной напев», «Хороводная», «Закличка дождя», «У
Суры»
«Кукла спит», Танец, Пьеса
«Танец медвежат»
30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»,
«Песня»
Анданте Соль мажор
Русская песня;Соч. 36: №№ 21,23,31
«На лужайке», Вальс
Вальс ми минор
Прелюдия ля минор
«Веселые ребята»
Прелюдия
«Дождик»
«Заяц и еж»
«Пора вставать», «Гуляем с бабушкой», «Интересный
мультик», «Мамина песенка»
Полька
Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
14 пьес: №8
«В стране гномов»
«Кукле»
«Ласковая просьба»
Блюз
«Про дождик», Хороводная
Песенка
Соч. 39: «Марш деревянных солдатиков»
Соч. 68: Марш, «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Векерлен Ж.Б.
Куперен Ф.
пер. Геталовой О.
Моцарт В.
Ромберг Э.
пер. Геталовой О.
Рубинштейн Л.
пер. Геталовой О.
Чайковский П.
Шуберт Ф.
Пастораль
«Кукушка»
Менуэт из оперы «Дон-Жуан»,Ария Папагено
«Тихо, как при восходе солнца»
«Мелодия»
Вальс из балета «Спящая красавица»,
«Танец феи Драже»
Немецкий танец
Примеры переводных программ
Вариант 1
Беркович И. Этюд До мажор
Сперонтес С. Менуэт Соль мажор
ГрадескиЭ. «Задиристые буги»
Вариант 2
Черни К. Этюд До мажор
Гайдн И. Менуэт Соль мажор
Дварионас Б. Прелюдия ля минор
Вариант 3
Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11
Перселл Г. Ария
Чайковский П. Полька соч. 39
4 год обучения
Объем учебного времени:
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели;
максимальная учебная нагрузка составляет 99 часов;
объем самостоятельной работы обучающихся – 66 часов;
аудиторные занятия – 33 часа.
Изменения в содержании учебных занятий касаютсяусложнения
изучаемого музыкального материала и повышения требований ккачеству
исполнения.
Включение в репертуар произведений, имеющих более сложную
полифоническую
ткань,
способствующих
развитию
слухового
контроля.Изучение крупной формы в более сложных сонатинах и
вариациях.Творческое применение исполнительских навыков в работе над
художественным образом исполняемого произведения.Работа над развитием
беглости пальцев на материале этюдов, гамм.Углубленная работа над звуком,
фразировкой,
нюансировкой
и
выразительностью
исполняемых
произведений.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по
результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4
четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока
или зачета с оценкой или «зачтено», проводимого в присутствии комиссии.
Годовые требования:
4-5 этюдов, 2-3 пьесы,2 полифонических произведения, 1 часть крупной
формы, 1-2 ансамбля;
гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио кним,
хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками на две октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж.
Фугетта До мажор
Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;
Бах И.С.
Маленькие прелюдии доминор, ми минор
Бах К.Ф.Э.
Полонез соль минор
Гедике А.
Инвенция ре минор
Гендель Г.
3 менуэта, Куранта Фа мажор
Кирнбергер И.Ф.
Сарабанда
Корелли А.
Сарабанда ре минор
Моцарт В.
Бурре до минор
Перселл Г.
Ария ре минор, Менуэт Соль мажор
Рамо Ж.
Менуэт в форме рондо
Скарлатти Д.
Ария ре минор
Циполи Д.
Фугетта ми минор
Этюды
Гедике А.
Этюд ми минор
Геллер С.
Этюды
Гнесина Е.
Маленький этюд на трели
«Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,
Гозенпуд М.
вып.1, сост. Руббах)
Гурлит К.
Этюд Ля мажор
Игнатьев В.
Этюд Ми мажор
Лемуан А.
Соч. 37: №№ 10-13, 20
Лешгорн А.
Соч. 65
Черни-Гермер
1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35
Шитте Л.
Этюды соч. 160: №10,14,15,18
Крупная форма
Андрэ А.
Сонатина Соль мажор
Бенда Я.
Беркович И.
Беховен Л.
Вебер К.
Гедике А.
Кикта В.
Клементи М.
Кулау А.
Моцарт В.
Мюллер А.
Назарова Н.
Плейель Р.
Чимароза Д.
Алябьев А.
Барток Б.
Благой Д.
Гедике А.
Гречанинов А.
Дварионас Б.
Кабалевский Д.
Косенко В.
Кюи Ц.
Лядов А.
Майкапар А.
Моцарт В.
Мясковский Н.
Николаева Т.
Петерсен Р.
Питерсон О.
Роули А.
Чайковский П.
Шостакович Д.
Шуман Р.
Хачатурян А.
Беркович И.
Бетховен Л.
Книппер Л.
Металлиди Ж.
Прокофьев С.
Стравинский И.
Сонатина ля минор
Вариации на тему РНП «Во саду ли, в огороде»
Сонатина Соль мажор, 1,2 ч.
Сонатина До мажор
Сонатина До мажор
Вариации на старинную украинскую песню
Сонатина До мажор, Фа мажор
Сонатина №4
Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор
Легкие вариации
Сонатина 1ч.
Вариации на тему РНП «Пойду ль я, выйду ль я»
Сонатина До мажор
Сонатина ре минор
Пьесы
Пьеса соль минор
Песня
Шуточка
Скерцо
Соч. 98, №1
Прелюдия
Токкатина
Скерцино
«Испанские марионетки»
Колыбельная
«Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»
Аллегретто Си-бемоль мажор
«Беззаботная песенка»
Детский альбом: Сказочка
«Марш гусей»
«Зимний блюз»
«Акробаты»
Соч. 39: «Болезнь куклы», Итальянская полька
«Шарманка», Гавот
Соч. 68: «Первая утрата», «Смелый наездник»
Андантино
Ансамбли в 4 руки
Соч. 90: фортепианные ансамбли
Немецкие танцы (в 4 руки)
Степная кавалерийская «Полюшко-поле»
Цикл пьес в 4 руки
Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк»
Вальс из балета «Петрушка»
Чайковский П.
Шмитц М.
Шуберт Ф.
50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6
«Веселый разговор»
Лендлер
Примеры переводных программ
Вариант 1
Черни К. Этюд До мажор
БахИ.Х. Moderato Ремажор
Ю.СлоновПолька
Вариант 2
Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10
Моцарт В. Аллегретто №12
ШуманР. Маршсоч. 68
Вариант 3
Черни-Гермер1 тетрадь: № 29
Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12
Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор
5 год обучения
Объем учебного времени:
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели;
максимальная учебная нагрузка составляет 99 часов;
объем самостоятельной работы обучающихся – 66 часов;
аудиторные занятия – 33 часа.
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к
участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что
способствует развитию их творческих возможностей, более свободному
владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.
Годовые требования:
4-5 этюдов, 2-4 разнохарактерные пьесы, 2 полифонических произведения, 12 части крупной формы, 1-2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа;
мажорные гаммы от черных клавиш, к ним – аккорды и арпеджио
надвеоктавы.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по
результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 четверти
проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета
с оценкой или «зачтено» проводимого в присутствии комиссии. В 4 четверти
проводится итоговая аттестация в виде контрольного урока или зачета с
оценкой проводимого в присутствии комиссии.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Маленькие прелюдии ля минор, Фа мажор, До мажор;
Бах И.С.
Менуэты Соль мажор, до минор
Гедике А.
Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор
Глинка М.
Двухголосная фуга ля минор
Гольденвейзер А.
Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор
Гендель Г.
Сарабанда с вариациями, Фугетта, Куранта Фа мажор
Сарабанда (сб. «Избранные произведения
Кригер И.
композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост.
Кувшинников)
Маттезон И.
Ария, Менуэт
Моцарт В.
Контрданс, Бурре до минор
Павлюченко С.
Фугетта ми минор
Перселл Г.
Танец, Менуэт, Ария ре минор
Рамо Ж.Ф.
Менуэт
Циполи Д.
Сарабанда из сюиты №2, Менуэт из сюиты №4,
Фугетта ми минор
Этюды
Беренс Г.
Соч.100 №4
Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26;
Гедике А.
Соч. 58 №№ 13,18,20
Геллер С.
Соч.47 №12,13
Дювернуа Ж.
Соч.176 №43,44
Лак Т.
Соч. 172 №№ 5-8
Лемуан А.
Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39
Лешгорн А.
Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)
Черни-Гермер
1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42, 43
Шитте Л.
Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9
Крупная форма
Беховен Л.
Сонатина Фа мажор, 1,2 ч.
Гедике А.
Тема с вариациями, соч. 46
Диабелли А.
Сонатина №1; Рондо, соч. 151
Сонатина ля минор, соч. 27
Кабалевский Д.
Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36
Клементи М.
Сонатина соч. 36 №2
Кулау А.
Сонатина До мажор, соч. 55 №3: 1,2 ч.
Моцарт В.
Сонатина Фа мажор, 1 ч.
Мелартин Э.
Сонатина соль минор
Чимароза Д.
Сонатины ре минор, ля минор
Шуман Р.
Бетховен Л.
Гайдн Й.
Гедике А.
Гречанинов А.
Градески Э.
Григ Э.
Косенко В.
Майкапар А.
Мендельсон Ф.
Парцхаладзе М.
Прокофьев С.
Слонов Ю.
Чайковский П.
Шмитц М.
Шостакович Д.
Шуман Р.
Эшпай А.
Балакирев М.
Мартини Дж.
Чайковский П.
Шмитц М.
Шуберт Ф.
Шуман Р.
Детская сонатина, соч. 118 №1
Пьесы
Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор
Тирольская песня, соч. 107
Менуэт Соль мажор
Пьеса, соч. 6 №17;Миниатюра, соч. 8 №2
«Грустная песенка», «Первоцвет», «На лужайке»
«Счастливые буги»
Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа»
Соч. 15: Вальс, Пастораль, Скерцино
Соч. 8: Мелодия;соч. 28: Колыбельная
Песни без слов: №7
«Осень», Танец, «Колокольчики»
Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер»
Скерцино
Соч. 39: «Новая кукла», Полька, Вальс
«Пляска ковбоев»
Танец, Гавот, «Шарманка»
Соч. 68: Сицилийская песенка, «Первая утрата»,
«Смелый наездник»
«Перепелочка» (белорусская народная песня)
Ансамбли в 4 руки
30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка
с малинушкой»
Гавот (перел.Гехтмана)
«Не бушуйте, ветры буйные»
«Оранжевые буги»
Лендлер;
Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4 руки)
«О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный
альбом для фортепиано, 1 вып., сост. А.Руббах)
Примеры программ итогового зачета
Вариант 1
Черни К. Этюд До мажор
Корелли А. Сарабандареминор
Флярковский А. «Раздумье»
Шмитц М. «Пляска ковбоев»
Вариант 2
Гедике А. Этюд соч. 47, № 15
Бах И.С. Менуэт ре минор
Барахтина Ю. Вариации на тему РНП «Во саду ли, в огороде»
Шуман Р. «Смелый наездник» соч. 68
Вариант 3
Лемуан А. Этюд соч. 37, №35
Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетта ми минор
Кулау Ф. Сонатина соч. 55, №3: 2ч.
ЧайковскийП.Итальянская песенка соч.39
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Занятия по предмету «Фортепиано» на основе изучения материала
данной программы должны дать учащимся:
знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и
отечественными композиторами;
владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих
создавать художественный образ, соответствующий авторскому
замыслу;
знания музыкальной терминологии;
умения технически грамотно исполнять произведения разной степени
трудности на фортепиано;
умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано
несложного музыкального произведения;
умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
навыки публичных выступлений на концертах, академических
вечерах, открытых уроках и т.п.;
навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном
инструментальном ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений.
4. Формы и методы контроля, система оценок
Оценка
качества
реализации
образовательной
программы
«Фортепиано» включает в себя следующие формы контроля:
текущего – оперативная проверка результатов обучения на каждом уроке
(выполнение домашнего задания, оценка работы на уроке); Текущий
контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную
подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной
работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.
Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,
отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении
материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего
контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На
основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные
выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная
отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных
занятий на всем протяжении обучения.
промежуточного – проводится в конце каждого полугодия (кроме 1 года
обучения– только в конце второго полугодия) также за счет аудиторного
времени. Форма ее проведения – контрольный урок, зачет с приглашением
комиссии и выставлением оценки или «зачтено». Обязательным условием
является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно
должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи
и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает
результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень
успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные
публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная
аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с
занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник
учащегося.Оценка за год ставится по результатам всех публичных
выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и
контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные
формы исполняемых произведений:
полифония,
этюды,
пьесы,
ансамбли, части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а
также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка
навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка
исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными
требованиями.
По завершении изучения предмета «Фортепиано» обучающимся
выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании МОУ
ДОД «ДМШ №2». Требования к содержанию итоговой аттестации
обучающихся определяются МОУ ДОД «ДМШ №2» на основании
настоящих ФГТ. Итоговая аттестация предмета «Фортепиано» проводится в
форме зачета или контрольного урока.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, контрольном уроке
выставляется оценка по пятибалльной шкале или ставится «зачет»:
Оценка «5» (отлично) предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения; наизусть, выразительно; отличное знание
текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами;
хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения;
использование художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ, соответствующий
авторскому замыслу.
Оценка «4» (хорошо) программа соответствует году обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов,
небольшое
несоответствие
темпа,неполное
донесение
образа
исполняемого произведения.
Оценка «3» (удовлетворительно) неполное
донесение
образа
исполняемого произведения.
Оценка «2» (неудовлетворительно) незнание наизусть нотного текста,
слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую
посещаемость
занятий
и слабую самостоятельную работу.
«Зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «–», что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
художественная трактовка произведения;
стабильность исполнения;
выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков
учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике,
программы контрольных уроков являются примерными, предполагают
дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их
методическими установками, а также с возможностями и способностями
конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося
репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для
публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но,
если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для
работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный
год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы — индивидуальный урок с преподавателем. Он
включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным
материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению
дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся
наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и
преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с
показом
на
инструменте
фрагментов
изучаемого
музыкального
произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над
качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач – координация
рук,
пальцев,наработка
аппликатурных
и
позиционных
навыков,
освоение приемов педализации;
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться
основных принципов обучения: последовательности, постепенности,
доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно
учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его
музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации
учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и
успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося
является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара.
Основная
форма
планирования
–
составление
преподавателем
индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в
начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются
разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и
зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики
преподавания предмета фортепиано для учащихся отделения«Народные
инструменты».
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных
эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора
ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной
принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна
превышатьвозможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно
сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные
технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого
числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания,
закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе
музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается
в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести
одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными
построениями,
сочетать
контрастные
образы,
свободно
владеть
разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального
произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо
пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать
эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к
рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры,
создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать
планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов.
Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает
хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному
обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с
листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в
незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические
способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более
свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно
изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога. Часто необходим показ – игра нового материала, разбор
и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности
музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в
начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В
дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано,
аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом,
чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных
задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего
образования.
Рекомендуемый
объем
времени
на
выполнение
самостоятельной работы учащимися отделения «Народные инструменты» по
предмету «фортепиано» с учетом сложившихся педагогических традиций – 2
часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием
является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также
наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в
неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии
учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии
опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося
велика. Она
заключается
в
необходимости
обучения
ребенка
эффективномуиспользованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу
следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над
разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить
наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы
их отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают
продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в
классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания – это
работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями,
педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также
запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и
результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить
точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое
будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней
работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и
дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого
музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на
постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы
исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом.
Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей
в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в
игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая
соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных
произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с
помощью
педагога
разобраться
в
его
строении,
разделах,
характеретематического материала. Заниматься дома следует по нотам,
следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки,
педали и других указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных
мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны
быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее
пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и
оцениваются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно.
6. Список литературы и средств обучения
Список учебно-методической литературы
1.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка,
1978.
2.
Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. – М.: КлассикаXXI, 2003.
3.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. – СПб:
Композитор, 2005.
4.
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. Учебное
пособие. – СПб: Композитор, 2006.
5.
Баренбойм Л.А.
Вопросы
фортепианной
педагогики
и
исполнительства. – Л.: Советский композитор, 1981.
6.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор,
1979.
7.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые
годы обучения пианиста. – М.: Классика-XXI, 2005.
8.
Вебер К.Э. путеводитель при обучении игре на фортепиано. – СПб.:
Союз художников, 2002.
9.
Вицинский А. Беседы с пианистами. – М.: Классика XXI век, 2004.
10. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. – М.: Классика-XXI, 2002.
11. Как научить играть на рояле. Первые шаги. – М.: Классика-XXI, 2005.
12. Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой
курс. – М.: Классика XXI век, 2007.
13. Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004.
14. Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В сборнике «Вопросы
музыкальной педагогики». Выпуск 1. – М.: Музыка, 1979.
15. Корто А. О фортепианном искусстве. – М.: Классика-XXI, 2005.
16. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального фортепиано. – М.: Классика-XXI, 2003.
17. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика XXI
век, 2003.
18. Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Классика XXI век, 2004.
19. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – М.: Кифара, 2002.
20. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Издание 5-е. – М.:
Музыка, 1987.
21. Николаева А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории
пианизма. – М.: Музыка, 1980.
22. Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 2002.
23. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения
игре на фортепиано. – М.: Классика-XXI, 2002.
24. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка, 1992.
25. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор,
1989.
26. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. – М.:
Советский композитор, 1987.
27. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: Классика-XXI, 2001.
28. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.:
Классика-XXI, 2002.
29. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.: КлассикаXXI, 2004.
30. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог.
– СПб.: Союз художников, 2002.
Список нотной литературы
1.
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 1 класс ДМШ. Сост.
Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
2.
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 2 класс ДМШ. Сост.
Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
3.
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 3 класс ДМШ. Сост.
Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
4.
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 4 класс ДМШ. Сост.
Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
5.
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 5 класс ДМШ. Сост.
Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
6.
Альбом юного пианиста. Вып. 1. Сост. Сорокин К. 1 – 2 кл. ДМШ. –
М.: Советский композитор, 1993.
7.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л.: Советский
композитор, 1989.
8.
Барсукова С. А. Азбука игры на фортепиано: Для учащихся
подготовительного и первого классов ДМШ. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2012.
9.
Балтин А. В первый класс! Детский альбом. – М.: Советский
композитор, 1987.
10. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М.: Музыка, 1981.
11. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. – М.: Музыка, 1984.
12. В гостях у сказки: фортепианные пьесы для детей. Составитель:
Толстенко Г. Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
13. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1985.
14. Взорова.Т., Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького
пианиста. – М.: Музыка, 1987.
15. Денисов С.Г. Школа игры на фортепиано. – СПб.: Планета музыки,
2008.
16. Зимина О., Мохель Л. Самоучитель игры на фортепиано. – М.: Кифара,
2007.
17. Литовко Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. –
СПб.: Союз художников, 2002.
18. Любимые пьесы для фортепиано. Вып. 1. Сост. Алексеева В. – М.:
Музыка, 2008.
19. Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при
обучении фортепианной игре. – Л.: Музыка, 1975.
20. Милич Б. Фортепиано 1 класс ДМШ. – М.: Кифара, 2007.
21. Милич Б. Фортепиано 2 класс ДМШ. – М.: Кифара, 2007.
22. Милич Б. Фортепиано 3 класс ДМШ. – М.: Кифара, 2007.
23. Милич Б. Фортепиано 4 класс ДМШ. – М.: Кифара, 2007.
24. Милич Б. Фортепиано 5 класс ДМШ. – М.: Кифара, 2007.
25. Муравлев А.А. Фортепианная музыка для детей. – М.: Владос, 2005.
26. Парфенов И. А.Альбом фортепианной музыки: для учащихся 2-3
классов ДМШ. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
27. Поливода Б. А., Сластененко В. Е.Школа игры на фортепиано. 140
новых пьес. ДМШ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
28. Смирнова Н. Л. Хрестоматия для фортепиано: младшие классы ДМШ.
–Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
29. Соколов М. Маленький пианист. Учебное пособие для начинающих. –
М.: Музыка, 1986.
30. Сорокина Н.С. Музыка для детей. Учебное пособие для I – II классов
ДМШ. – М.: Советский композитор, 1987.
31. Тургенева Э. Малюков А. Пианист – фантазер. В 2-х частях. – М.:
Владос, 2002.
32. Фортепианная игра. Ред. Николаева А. – М.: Музыка, 1990.
33. Хереско Л. Музыкальные картинки. – Л.: Советский композитор, 1985.
34. Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. Сост. Турусова И. – М.:
Музыка, 2007.
35. Хрестоматия для фортепиано 2 класс ДМШ. Сост. Турусова И. – М.:
Музыка, 2008.
36. Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ. Ред.-сост. Четверухина А.,
Вережникова Т. – М.: Музыка, 2007.
37. Хрестоматия для фортепиано 4 класс ДМШ. Ред.-сост. Четверухина А.,
Вережникова Т. – М.: Музыка, 2007.
38. Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. Ред.-сост. Любомудрова
Н., Сорокин К., Туманян А. – М.: Музыка, 1984.
39. Хрестоматия для фортепиано 2 класс ДМШ. Ред.-сост. Любомудрова
Н., Сорокин К., Туманян А. – М.: Музыка, 1982.
40. Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ. Ред.-сост. Любомудрова
Н., Сорокин К., Туманян А. – М.: Музыка, 1983.
41. Хрестоматия для фортепиано 4 класс ДМШ. Ред.-сост. Любомудрова
Н., Сорокин К., Туманян А. – М.: Музыка, 1984.
42. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 5 класс
ДМШ. Полифонические пьесы. Вып. 2. Сост. Копчевский Н. – М.: Музыка,
2007.
43. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 5 класс
ДМШ. Произведения крупной формы. Вып. 2. Сост. Копчевский Н. – М.:
Музыка, 2007.
44. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 5 класс
ДМШ. Пьесы. Вып. 2. Сост. Копчевский Н. – М.: Музыка, 2007.
45. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 5 класс
ДМШ. Этюды. Вып. 2. Сост. Копчевский Н. – М.: Музыка, 2007.
46. Чайковский П.И. Детский альбом. – М.: Музыка, 1985.
47. Черни К. Избранные этюды для фортепиано. Ред. Гермера Г. – СПб.:
Союз художников, 2002.