Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.о. Саранск ул. Васенко д.3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ)
Предметная область
Исполнительская подготовка
Срок обучения 1 год 10 месяцев
Саранск 2022 г.
«Одобрено»
«Утверждаю»
«ДМШ№2»
Шибеев С.А. _______________
Педагогическим советом МБУДО
протокол №2 от 6 июня 2022г.
Директор МБУДО «ДМШ №2»
«
»_____________ 2022 г.
Разработчик:
Кузина Юлия Викторовна, заведующий отделением
«Эстрадное искусство» Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2»
CТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимся образовательной
программы в области искусств
3. Учебный план
4. График образовательного процесса
5. Перечень программ учебных предметов
6. Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Музыкальное исполнительство (Эстрадно-джазовый вокал)»
разработана с учётом «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области
искусств».
Осуществляется
Муниципальным
бюджетным
учреждением дополнительного образования «Детская музыкальная школа
№2» г. о. Саранск (далее – Школа). Разработана Школой самостоятельно с
учётом кадрового потенциала, материально-технических условий и
региональных особенностей.
Адресована программа молодым людям, определившимся в выборе
будущей профессии, и направлена на создание максимально удобного
образовательного пространства для раскрытия творческого потенциала,
самораскрытия, самовыражения личности, совершенствования уровня
профессионального мастерства и конкурентоспособности; ориентирована на
высокие духовно-нравственные ценности, формирование коммуникативной
культуры, подготовку юных эстрадно-джазовых вокалистов к поступлению в
профильные учебные заведения.
Программа рассчитана на выпускников музыкальной школы
прошедших полный курс обучения по специальности «Эстрадно-джазовый
вокал», желающих продолжить своё профессиональное развитие в данном
направлении.
Цель программы: подготовка учащегося-вокалиста ДМШ к
поступлению в среднее специальное или высшее учебное заведение, создание
условий для мотивации учащихся к познанию и творчеству посредством
музыкального образования, для эстетического самоопределения личности
подростка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры, для
свободного выбора вида деятельности; становление индивидуального
творческого воображения, умения слышать и чувствовать многообразный
мир, озвучить эмпирические представления.
Задачи программы:
Обучающая:
- Овладение учениками комплексом необходимых познаний,
технических и художественно-исполнительских навыков вокального
эстрадно-джазового исполнительства в объеме школьного курса обучения,
необходимых для дальнейшей самостоятельной музыкально-творческой
деятельности и подготовки к поступлению в профильные ССУзы и ВУЗы.
Развивающая:
- Определение, сохранение и развитие одаренности ребенка, его
природных музыкальных способностей.
Воспитательная:
- Воспитание в детях дисциплинированности, любви к труду, чувства
ответственности, коммуникабельности, патриотизма.
Эстетическая:
- Формирование у ребенка эстетических идеалов через общение с
миром прекрасного;
- Обогащение внутреннего духовного мира ребенка.
Обучение эстрадному и джазовому вокалу ведется во взаимной связи с
другими предметами (практическое сольфеджио, вокальный ансамбль,
хоровой класс, предмет по выбору). Важное значение придается
формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства,
необходимых в творческой деятельности.
В ходе занятий решаются
тесно связанные между собой задачи
музыкально-воспитательного процесса:
1. Овладение умениями и навыками вокального эстрадно-джазового
музицирования, знаниями в области теории музыки, ее закономерностей,
художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития
музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
2. Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;
3. Прочных умений и навыков индивидуального и ансамблевого
исполнительства;
4. Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской
воли, активности и других качеств личности.
Программа «Музыкальное исполнительство (эстрадно-джазовый
вокал)» способствует эстетическому воспитанию учащихся, привлечению
наибольшего количества детей к музыкальному образованию.
Программа основывается на принципе вариативности для различных
возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих
способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности. Программа учитывает лучшие традиции
музыкального образования, запросы и потребности детей и родителей
(законных представителей).
При разработке и реализации программы учтена занятость детей в
общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми
основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному
образованию, обеспечения доступности музыкального образования срок
реализации общеразвивающей программы «Музыкальное исполнительство
(эстрадно-джазовый вокал)» составляет 2 года (1 год 10 месяцев) для детей в
возрасте от 14 до 17 лет включительно. Основная форма учебновоспитательной работы – индивидуальные занятия. Уроки проводятся два
раза в неделю по 45 минут.
По окончании освоения общеразвивающей программы «Музыкальное
исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» выпускникам выдается
документ, форма которого разрабатывается Школой самостоятельно.
Минимум содержания, структура и условия реализации
общеразвивающей программы «Музыкальное исполнительство
(эстрадно-джазовый вокал)»
Минимум
содержания
дополнительной
общеобразовательной
программы «Музыкальное исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)»
должен обеспечивать развитие значимых для образования, социализации,
самореализации
подрастающего
поколения
интеллектуальных
и
художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и
духовных качеств.
Программа «Музыкальное исполнительство (эстрадно-джазовый
вокал)» реализуется посредством:
личностно-ориентированного
образования,
обеспечивающего
творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также
воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной
социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
вариативности образования, направленного на индивидуальную
траекторию развития личности;
обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей
программы в области того или иного вида искусств.
При реализации программы «Музыкальное исполнительство (эстрадноджазовый вокал)» Школа устанавливает самостоятельно:
- планируемые результаты освоения образовательной программы;
- график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
- содержание и форму итоговой аттестации;
- систему и критерии оценок.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой
аттестации обучающихся является локальным нормативным актом Школы,
который принимается Советом Школы и утверждается директором Школы.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году
рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение
промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации
дополнительных общеразвивающих программ не рекомендуется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации Школа может использовать зачеты, контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические
зачеты, контрольные просмотры, контрольные выступления. Текущий
контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Школой
разрабатываются
критерии
оценок
промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой
аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды
оценочных
средств
разрабатываются
и
утверждаются
Школой
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
общеразвивающей программы «Эстрадно-джазовый вокал» и ее учебному
плану.
Реализация общеразвивающей программы «Эстрадно-джазовый вокал»
должна способствовать:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой
деятельности.
С
этой
целью
содержание
общеразвивающей
программы
«Музыкальное исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» должно
основываться на реализации учебных предметов как в области
художественно-творческой деятельности, так и в области историкотеоретических знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы Школы группируются по следующим
предметным областям: учебные предметы исполнительской подготовки,
учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по
выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей)
обучающихся.
Содержание учебных предметов должно быть направлено на
формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об
искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых
художественно-творческих умений в музыкальном виде искусств.
Условия реализации программы
Приобщение подрастающего поколения к музыкальному искусству,
постижение основ музыкального искусства требует предусматривать при
реализации программы «Музыкальное исполнительство (эстрадно-джазовый
вокал)» аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом
аудиторные занятия могут проводиться по группам (групповые и
мелкогрупповые занятия) и индивидуально.
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11
человек, мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек, при этом такие
учебные предметы, как «Ансамбль» могут проводиться в мелкогрупповой
форме от 2-х человек.
Продолжительность академического часа составляет 45 минут.
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по
учебным предметам определяется Школой самостоятельно с учетом
параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования).
При реализации общеразвивающей программы «Музыкальное
исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» в Школе необходимо
учитывать, что видовым отличием детских музыкальных школ и школ
искусств по видам искусств от других организаций дополнительного
образования детей является реализация предпрофессиональных программ в
области искусств (часть3 статьи 83 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» № 272-ФЗ).
С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной
деятельности в Школе при реализации Школой предпрофессиональных и
общеразвивающих программ рекомендуется устанавливать общие временные
сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени,
академического часа: продолжительность учебного года в объеме 39 недель,
продолжительность учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года
продолжительность каникул - не менее 4-х недель. Продолжительность
летних каникул - не менее 13 недель.
Качество реализации общеразвивающей программы «Музыкальное
исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» должно обеспечиваться за
счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных представителей) содержания общеразвивающей программы;
наличия комфортной развивающей образовательной среды;
наличия качественного состава педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого предмета.
Учебный год педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время
деятельность педагогических работников должна быть направлена на
методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также
освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
Школа должна взаимодействовать с другими образовательными
организациями, реализующими образовательные программы в области
искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих
кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки,
использования передовых педагогических технологий.
Финансирование
реализации
общеразвивающей
программы
«Музыкальное исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» должно
осуществляться в объёме, позволяющем обеспечивать качество образования.
Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной)
услуги в сфере образования для реализации общеразвивающих программ
устанавливается либо субъектом Российской Федерации на основании части
2 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ, либо учредителем образовательной организации.
Реализация
общеразвивающей
программы
«Музыкальное
исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» обеспечивается учебнометодической
документацией
(учебниками,
учебно-методическими
изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем
учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение.
Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на
выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области
искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях, проводимых Школой.
Выполнение
обучающимися
домашнего
задания
должно
контролироваться преподавателем.
Реализация
общеобразовательной
программы
«Музыкальное
исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и
видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов
учебного плана.
Во время самостоятельной работы обучающиеся обеспечены доступом
в Интернет.
Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд
помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на
каждые 10 обучающихся.
Материально-технические условия Школы обеспечивают возможность
достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных
общеразвивающей программой «Музыкальное исполнительство (эстрадноджазовый вокал)», разработанной Школой.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
пожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает сроки текущего
и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающей
программы «Музыкальное исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)»
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического
обеспечения
соответствует
профилю
общеразвивающей программы.
В Школе в наличие:
зал (концертный) со специальным оборудованием согласно
профильной направленности программы;
библиотека;
помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеки, видеотеки, фильмотеки, просмотровых видеозалов);
учебные
аудитории
для
групповых,
мелкогрупповых
и
индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами,
стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и
видеоаппаратурой и др.).
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными
пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют
площадь не менее 6 кв.м.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ)»
Результатом освоения общеразвивающей программы «Музыкальное
исполнительство (эстрадно-джазовый вокал)» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
коллективное исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания
художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской деятельности Школы.
в области историко-теоретической подготовки:
знаний о жанрах, стилях и направлениях эстрадной и джазовой музыки;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество
великих композиторов, исполнителей, выдающихся отечественных и
зарубежных произведений в области музыкального искусства);
знаний в области теории музыки;
знаний средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
знаний музыкальной терминологии;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
По окончании первого модуля обучения
Учащийся должен знать:
- певческую установку;
- строение артикуляционного аппарата (подробно);
- основные типы голосов и их диапазоны;
- жанры и направления эстрадно-джазовой музыки;
- типы певческого дыхания;
- музыкальные термины в эстрадно-джазовой музыке и их обозначение;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- правила реабилитации при простудных заболеваниях;
- вокальную музыку русских и зарубежных композиторов, народное
творчество, лучшие образцы мировой эстрадной и джазовой музыки;
- основные понятия теории музыки, эстрадной гармонии;
Учащийся должен уметь:
- петь чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- свободно пользоваться певческим дыханием;
- петь опёртым звуком;
- пользоваться резонаторами;
-исполнять выученную партию, использовать простейшие приёмы вокальной
эстрадной и джазовой импровизации;
- анализировать музыкальное произведение;
- петь вокальные упражнения, направленные на развитие основных навыков
и приёмов;
- использовать эстрадно-джазовую мелизматику;
- читать с листа, петь в ансамбле и подбирать по слуху несложные
мелодические обороты;
- сочинять несложные джазовые импровизации.
У учащегося должны быть воспитаны следующие качества:
- устойчивый интерес к вокальному исполнительству, творческая
самостоятельность;
- интерес к различным видам музыкального творчества;
- развитое музыкальное воображение, мышление, восприятие;
- способности к исполнению вокальных произведений различных жанров и
стилей;
- склонность к творческому самовыражению;
- творческий самоконтроль и хороший музыкальный вкус;
- способность осознавать красоту формы и богатство содержания изучаемых
музыкальных произведений.
По окончании второго модуля обучения
Выпускник должен знать:
- стили эстрадной и джазовой музыки,
- теоретические основы эстрадно-джазового исполнительства,
- стилистические приёмы исполнения эстрадной и джазовой музыки,
- простейшие методы и типы вокальной импровизации.
Выпускник должен уметь:
- самостоятельно анализировать художественные и технические особенности
вокальных произведений,
- формировать несложный эстрадно-джазовый репертуар,
- создавать собственную интерпретацию произведения, пользоваться
стилистическими вокальными приёмами исполнения (субтон, гроул,
скриминг, джазовое вибрато и филировка, блюзовые звуковые эффекты и
интонирование, мелизматика и др.),
- владеть навыками развития ритмического и мелодического мышления,
навыками самостоятельной работы над музыкальными произведениями,
основами эстрадно-джазовой вокальной техники.
У выпускника должны быть воспитаны следующие качества:
- устойчивый интерес к вокальному исполнительству, творческая
самостоятельность;
- интерес к различным видам музыкального творчества;
- развитое музыкальное воображение, мышление, восприятие;
- способности к исполнению вокальных произведений различных жанров и
стилей;
- склонность к творческому самовыражению;
- творческий самоконтроль и хороший музыкальный вкус;
- способность осознавать красоту формы и богатство содержания изучаемых
музыкальных произведений.
- интерес к самостоятельной работе над музыкальными произведениями,
- способность к простейшей критической оценке своего творческого
продукта;
- культура сценического движения.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительский знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности эстрадно-джазовой
вокальной техники для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных стилей, направлений, жанров и форм;
- знание художественно-исполнительских возможностей голоса;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа вокальных произведений;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста и
артиста ансамбля.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план программы «Музыкальное исполнительство (эстрадноджазовый вокал)» МБУДО «ДМШ № 2» (далее – Школа) г. о. Саранск
является основным документом, определяющим колличество учебных часов,
а также формы проведения промежуточных и итоговых аттестаций учащихся
на протяжении всех лет обучения, по всем дисциплинам, реализуемым на
отделении.
Учебный план программы «Музыкальное исполнительство (эстрадноджазовый вокал)» сгрупперован по следующим предметным областям:
- учебные предметы исполнительской подготовки;
- учебные предметы историко-теоретической подготовки;
- предметы по выбору, формируемые с учетом возможностей Школы и
участием родителей (законных представителей) обучающихся. Назначение
предмета по выбору состоит в получении обучащимися практических
навыков (более свободного владения музыкальными инструментами, умения
играть или петь в ансамбле, аккомпанировать, применять в музицировании
теоретические знания и т.д.), необходимых выпускникам школы для
дальнейшего активного отношения к музыке.
№ п/п
Наименование
предметной
1.
1
2
области/учебного
предмета
Специальность (эстрадноджазовый вокал)
2
2,5
1,5
2
2.
Практическое сольфеджио
3.
Ансамбль (дуэт)
1
1
5.
Хоровой класс
2
2
4.
Учебный предмет по выбору
(ВИА,
музыкальная
информатика, ЭТМ,
фортепиано, народные
инструменты, эстрадные
инструменты, хореография)
1
1
1 – дифф. зачёт;
2 - экзамен
1
–
контр.
уроки;
2 - экзамен
2 – дифф. зачёт
1
–
контр.
уроки;
2 – дифф. зачёт
1
–
контр.
уроки;
2 – дифф. зачёт
Содержание учебных предметов направлено на формирование у
обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве,
приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений
и навыков в музыкальном виде искусства. При составлении учебных планов
на учебный год Школа руководствуется планами, опубликованными в
Рекомендациях по образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств (Приложение к
письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ).
Приобщение подрастающего поколения к музыкальному искусству,
постижение основ музыкального искусства требует предусматривать при
реализации общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные
(самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться
по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально.
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11
человек, мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек, при этом такие
учебные предметы, как «Вокальный ансамбль» могут проводиться в
мелкогрупповой форме от 2-х человек. Продолжительность академического
часа составляет 45 минут. Объем самостоятельной (домашней) работы
обучающихся в неделю по учебным предметам определяется Школой
самостоятельно
с
учетом
параллельного
освоения
детьми
общеобразовательных программ (программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования).
4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области
образования, график образовательного процесса является частью данной
программы.
График образовательного процесса определяет его организацию и
отражает: срок реализации общеразвивающей образовательной программы,
бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного
на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся, каникулы.
В титульной части графика образовательного процесса указываются:
наименование образовательного учреждения, наименование образовательной
программы, срок обучения по образовательной программе, дата утверждения
графика с подписью руководителя образовательного учреждения, заверенная
печатью образовательного учреждения.
Графики образовательного процесса разрабатываются и утверждаются
Школой по дополнительным общеразвивающим программам в соответствии
со сроками обучения по ним.
При разработке графика образовательного процесса Школа
руководствовалась «Рекомендациями по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств».
Учебный год в ДМШ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая,
делится на 4 четверти. В учебном году предусматриваются каникулы
(осенние, зимние и весенние).
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Занятия проводятся с понедельника по субботу в одну с 8.00 до 20.00;
воскресенье - выходной день.
Основными формами организации и проведения образовательного
процесса являются индивидуальные, мелкогрупповые (от 2-х до 9-ти человек)
и групповые занятия (от 10-ти человек).
Расписание групповых занятий составляется с учетом занятости детей в
общеобразовательных школах. Расписание индивидуальных занятий
составляется с учетом пожеланий родителей и учащихся.
Основной формой контроля учебной работы учащихся является
промежуточная аттестация. Основными формами промежуточной аттестации
являются академические концерты, технические зачеты, переводные зачеты,
контрольные уроки, просмотры работ.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление
учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью
определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на
определенном этапе обучения.
Образовательная программа «Музыкальное исполнительство (эстрадноджазовый вокал)» предусматривает контрольные уроки по теоретическим
дисциплинам, которые проводятся в конце каждой учебной четверти. В
декабре и мае проводятся дифференцированные зачёты и экзамены в виде
академических концертов.
Итоговая аттестация учащихся в виде выпускных экзаменов проводятся
в мае. Итоговая аттестация проводится для всех выпускников, освоивших
выбранную дополнительную образовательную программу в полном объеме,
прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам
учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа
директора ДМШ к итоговой аттестации.
5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Специальность «Эстрадно-джазовый вокал»
Практическое сольфеджио
Ансамбль (дуэт)
Учебный предмет по выбору (Вокально инструментальный ансамбль,
музыкальная информатика, ЭТМ, фортепиано, народные инструменты,
эстрадные инструменты, хореография)
Хоровой класс
6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
академические концерты, прослушивания, технические зачеты и т.д. Система
оценок в рамках текущего контроля успеваемости предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить в виде технических зачетов, академических концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. По
завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании Школы. Система оценок в рамках
промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с
использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному
предмету выставляются оценки. Оценки по большенству учебных предметов
выставляются обучающимся и по окончании каждой четверти.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность «Эстрадно-джазовый вокал»
2) Практическое сольфеджио
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки. Система
оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»неудовлетворительно.