ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СКРИПКА 1 год обучения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г.о. Саранск, ул. Васенко, д.3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
Исполнительская подготовка

Программа
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(скрипка)
Срок обучения 1 год

Саранск 2021 г.

«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
« 31 » августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.

Разработчик: Ликунова Татьяна Михайловна – преподаватель по классу
«скрипка» Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Детская музыкальная школа №2»

Рецензент: – Самаркина Наталья Павловна, ЗРК., преподаватель по классу
«скрипка» Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Детская музыкальная школа №2»

Рецензент: Ежова Надежда Геннадьевна – преподаватель Муниципального
образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская
музыкальная школа №2»

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета,
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета

его

место

и

роль

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения

в

планом

- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (Скрипка)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а так же с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на скрипке
в детских школах искусств.
Скрипка является одним из самых популярных музыкальных
инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской
исполнительской практике. Разнообразный скрипичный репертуар включает
музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6-8 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
учащегося. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент
(Скрипка)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной
форме.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями
создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.
Ансамблевая игра доставляет большое удовольствие ученикам и
позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя
музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в
индивидуальных занятиях музыкой.
Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала:
старинная и современная музыка, эстрадная и джазовая музыка, популярные
образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение аттестации в форме
исполнения сольной программы на зачете, контрольном уроке или концерте.
При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная
организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент (Скрипка)» со сроком обучения 1 год, продолжительность
учебных занятий обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестаци

Затраты учебного времени Всего часов

Годы обучения

1 год

Полугодия

1

2

Количество
недель

16

19

Аудиторные
занятия

32

38

70

Самостоятельная 32
работа

38

70

Максимальная
нагрузка

76

140

64

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(Скрипка)» при данном сроке обучения составляет 140 часов. Из них: 70
часов – аудиторные занятия, 70 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно
чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий
индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями
о
скрипичном
исполнительстве,
формирование
практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
предмета «Музыкальный инструмент

Задачами учебного
(Скрипка)»
являются:
• ознакомление детей со скрипкой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
• формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
• приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
• приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
• формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
• оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
• воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
• воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических
форм музицирования на скрипке, в том числе, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Учебные аудитории для занятий по предмету имеют площадь не менее 12
кв. м., соответствуют санитарным и противопожарным нормам и нормам
охраны труда, оснащены инструментом фортепиано, скрипкой, пультом.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
I полугодие
Календарные
сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

1 четверть

Постановка исполнительского аппарата.
Освоение приемов качества звучания.
Простые пьесы и упражнения на открытых
струнах.

16

2 четверть

Ознакомление с простейшими динамическими,
штриховыми и аппликатурными
обозначениями.
Простейшие виды штрихов (деташе целым
смычком и его частями).
Переходы со струны на струну, плавное
соединение движений смычка в разных его
частях.

16

II полугодие
Календарные
сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

3 четверть

Ознакомление с настройкой скрипки.
Работа над постановкой пальцев левой руки на
грифе.
Игра в ансамбле с педагогом.
Упражнения и этюды.
Произведения из репертуара 1 года обучения.

22

4 четверть

Изучение гамм и трезвучий в наиболее легких
тональностях.
Чтение нот с листа.
Игра в ансамбле с педагогом.
Упражнения и этюды.
Произведения из репертуара 1 года обучения.

16

Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного
мышления. Постановка рук и корпуса, организация целесообразных игровых
движений. Освоение нотной грамоты. Ознакомление с настройкой
инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с
учеником 8-10 музыкальных произведений: упражнений, народные песни,
пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную
грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана,
нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1.Упражнение на одной струне.
2.Упражнение на сочетание двух струнах.
3.Упражнение на распределение смычка.

4. Упражнение на постановку пальцев в первой позиции.
Рекомендуемые ансамбли
Р.н.п. «Ходит зайка по саду»
Ф.н.п. «Рулатэ»
Р.н.п. «Зимушка»
А. Филиппенко «Цыплятки»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Р.н.п. «Ходит зайка по саду»
М. Магиденко «Петушок»
2 вариант
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
А.Филиппенко «Цыплятки»
По окончании первого полугодия у учащегося должны быть
сформированы следующие знания, умения, навыки:
- знает строение инструмента;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет приемами звукоизвлечения (деташе, легато);
- ориентируется в нотном тексте;
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции.
Рекомендуемые упражнения и этюды
К.Родионов «Начальные уроки игры на скрипке»
А.Комаровский Этюды для начинающих (1позиция)
Рекомендуемые ансамбли
Р.н.п. «У кота-воркота»
Р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»
Детская песенка «Жил-был у бабушки»
Г. Перселл «Менуэт»
Примерные исполнительские программы промежуточной аттестации
1 вариант
Л. Бекман «Елочка»
Р.н.п. «Как под горкой»
2 вариант

М.Глинка «Соловушко»
Р.н.п. «Ходит зайка по саду»
По окончании второго полугодия обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- владеет приемами звукоизвлечения (деташе,легато);
- знаком с позиционной игрой;
- знает основные музыкальные термины;
Примерные исполнительские программы итоговой аттестации:
1 вариант.
1. Н. Бакланова Этюд
2. А. Филиппенко «Цыплятки»
2 вариант.
1. К. Родионов Этюд
2. Р.н.п. «Две тетери»
3 вариант.
1. М. Гарлицкий Этюд
2. Р.н.п. «Скок, скок, поскок»
III. Требования к уровню подготовки учащегося
В результате освоения программы обучающийся:
- владеет первоначальными навыками игры на скрипке и основными
приемами звукоизвлечения;
- умеет исполнять произведение в характере;
- умеет самостоятельно разбирать простейшие музыкальные произведения;
IV. Формы и методы контроля. Система оценок.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего контроля являются: контрольный урок, участие в
тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурнопросветительской, творческой деятельности школы.
Формой промежуточной и итоговой аттестации является: контрольный
урок.
Содержанием контрольного урока является исполнение сольной программы
из двух разнохарактерных произведений и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки:
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Одногодичный
срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на обучение по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе или дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программе, продолжить самостоятельные занятия,
музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных
ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и
индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей скрипки,
рассказать о выдающихся скрипичных исполнителях и композиторах.
Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться
различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения
должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для
показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут
быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и
технического развития. Данные особые условия определяют содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
Параллельно с формированием практических умений и навыков
учащийся получает знания музыкальной грамоты. Методы работы над
качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей
учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых
навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление

художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и
совершенствование практики публичных выступлений (сольных и
ансамблевых).
VI. Список литературы
1. Якубовская В. Вверх по ступенькам. Л.,1981.
2. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. Тетрадь 1. М.,1998.
3. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Л.,1959.
4. Юный скрипач. Вып.1. М.,1982.
5. Пархоменко О., Зельдис В. Школа игры на скрипке. Киев,1987.
6. Соколова Н. Малышам - скрипачам. Ансамбли. Пермь, 1998.
7. Йорданова Й. Букварь для маленьких скрипачей. М., 2001
8. Бакланова Н. Первые уроки. М.,1977.
9. Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря. Ансамбли. СПб., 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».