ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 1 год обучения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.о.Саранск, ул.Васенко, д.3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
Исполнительская подготовка

Программа
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА)
Срок обучения 1 год

Саранск 2021 г.

«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
« 31 » августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.

Разработчик: Авдонин Александр Владимирович – Заведующий
отделением народных инструментов, преподаватель по классу гитары
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»

Рецензент:
культуры

Шибеев Сергей Александрович – Заслуженный работник
РМ,

директор

Муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2»

Рецензент: Милицина Ольга Викторовна – доцент кафедры художественного
и музыкального образования, кандидат педагогических наук МГПУ им. М.Е.
Евсевьева

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета,
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета

его

место

и

роль

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения

в

планом

- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения

Пояснительная записка

I.

Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
(Классическая

учебного

гитара)»

предмета

разработана

на

«Музыкальный
основе

инструмент

«Рекомендаций

по

организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Гитара

является

одним

из

самых

популярных

музыкальных

инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской
исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает
музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет
учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные
инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной
гитары,

–

электрогитару,

банджо,

различные

старинные

струнные

инструменты.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 – 9 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
учащегося.
Недельная нагрузка по предмету специальность «Музыкальный
инструмент (гитара)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в
индивидуальной форме. И один час сольфеджио.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой
популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются
мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно
предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня,
старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные
образцы классической музыки.
Данная программа не предполагает проведение итоговой аттестации в
форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Задача
программы

подготовить

учащегося

к

обучению

по

основным

предпрофессиональным программам.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент

(Классическая

гитара)»

со

сроком

обучения

1

год,

продолжительность учебных занятий обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестаци
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
нагрузка

Затраты учебного времени

Всего часов

1 год
1
16

2
19

32

38

70

32

38

70

64

76

140

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(Классическая гитара)» при данном сроке обучения составляет 140 часов. Из
них: 70 часов – аудиторные занятия, 70 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий
индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями

о

гитарном

исполнительстве,

формирование

практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)»
являются:






 ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте; 
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты; 
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; 
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; 
 оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания; 
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, 
дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе – развитие практических
форм музицирования на гитаре, в том числе, игры в ансамбле,

аккомпанирования и подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета; 

 распределение учебного материала по годам обучения; 

 описание дидактических единиц учебного предмета; 

 требования к уровню подготовки учащихся; 

 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; 

 методическое обеспечение учебного процесса. 
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический (освоение приемов игры на инструменте);
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Для

успешной

реализации

работы

программы

необходим

дидактический материал – нотная литература, нотная тетрадь, аудиозаписи.
А также инструменты: гитара, подставка под ногу, пульт, жесткий стул,
метроном, музыкальный центр или ноутбук.
Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы
является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие
образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам и стилям,

отвечать возрастным возможностям ученика и особенностям наличного
электронного

инструментария.

Соответствие

этого

репертуара

уровню

музыкально-творческих компетенций ученика, прописанных в годовых требованиях по классам, обеспечит его успешное продвижение в исполнении
музыкальных произведений.

 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, 
дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических
форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по
слуху.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
Посадка.
Постановка

исполнительского

Кол-во
часов
аппарата.

16

Освоение приема апояндо.
2 четверть

Закрепление приема звукоизвлечения аппояндо.
Одноголосные народные песни и простые пьесы
песенного и танцевального характера.

16

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

Освоение приема звукоизвлечения тирандо.

22

Упражнения и этюды.
Произведения на фольклорной основе и
произведения современных композиторов.
4 четверть

Развитие начальных навыков.

16

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Упражнения и этюды. Произведения на
фольклорной

основе

и

произведения

современных композиторов.

Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
Требования года обучения имеют несколько вариантов примерных
исполнительских

программ,

сгруппированных

по

двум

уровням

сложности и разработанных для различных групп учащихся с учетом
индивидуальных и возрастных возможностей, а также планирования
дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкальнообразного мышления. Посадка и постановка рук, организация
целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в
первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В
течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15
музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального
характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать
нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство
нотного стана; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1.Упражнение на первой и второй струнах.
2.Упражнение на трех струнах.
3.Упражнение на шестой струне.
4.Упражнение на пятой и шестой струнах.
5.Упражнение на басах.
6. И.Рехин. Упражнение "Морские волны".
7.Упражнение "Маленький кораблик".
8.Упражнение на прием арпеджио.
9.Этюд на прием арпеджио.
10.Х.Сагрерас. Этюд.
11.Ф.Сор. Этюд.
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»,
И.С.Бах «Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», А. Виницкий
«Дождик»
Примерные исполнительские программы

1 вариант
И.Рехин «Колокольный перезвон»
П.Румянцев Этюд №1 «Мячик»
Л.Иванова «Избушка в лесу»
2 вариант
В.Козлов. Полька «Топ-топ»
Ф.Карулли Этюд
И. Поврожняк «Андантино»
III. Требования к уровню подготовки учащегося
По окончании года обучения сформированы следующие знания,
умения, навыки.

Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах,
мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных
видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например,
промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один
раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по
ансамблю, аккомпанементу.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие
мышления;

исполнительской

культуры,

развитие

музыкального

овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям
Одногодичный

срок реализации программы учебного предмета

позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе,
продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя. Каждая из
этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального
подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой
посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары,
рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно
уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия
определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934,
1938, 1983, 1985 2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении
гитаристов. - М.,2003
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995,
1999, 2002
4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.-М.,
1970-2009
5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной
техники. М., Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
Киев, 2003
Нотная литература
1. В. Калинин «Юный гитарист» I часть Москва, Музыка 2008.
2. Из
репертуара
А.Иванова-Крамского:
Произведения
для
шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
3. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар
музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
4. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
5. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
6. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской
музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».