ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ Срок обучения 1 год

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г.о. Саранск, ул. Васенко, д. 3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
Исполнительская подготовка

Программа
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(Эстрадно-джазовый вокал)
Срок обучения 1 год

Саранск 2021 г.

«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
« 31 » августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.

Разработчик: Кузина Юлия Викторовна – преподаватель по классу «Эстрадный
вокал» Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Детская музыкальная школа №2»

Рецензент: Кузина Елена Викторовна – преподаватель Саранского
музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, композитор, Заслуженный деятель
искусств РМ

Рецензент: Ежова Надежда Геннадьевна – преподаватель Муниципального
образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская
музыкальная школа №2»

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа

учебного

предмета

«Музыкальное

исполнительство

(Эстрадно-джазовый вокал)» разработана на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
вокального исполнительства в детских школах искусств.
Основу

данной

программы

составляет

ориентация

на

будущую

профессиональную деятельность юного певца-исполнителя эстрадной и
джазовой музыки. Главной её целью является подготовка учащегося-вокалиста
ДМШ к поступлению в среднее специальное или высшее учебное заведение.
Программа рассчитана на выпускников музыкальной школы прошедших
полный курс обучения по специальности «Эстрадно-джазовый вокал»,
желающих

продолжить

своё

профессиональное

развитие

в

данном

направлении. Она обеспечивает потенциального абитуриента ССУЗа и ВУЗа
творческой направленности необходимым комплексом знаний, умений и
навыков для поступления по направлению «Музыкальное искусство эстрады».
Программа предусматривает закрепление и углубление имеющихся знаний,
развитие и совершенствование технического мастерства будущего певца и
концертного

исполнителя

импровизацией

и

в

стилевой

совокупности
свободой

с

овладением

исполнения,

усложнённой

индивидуальными

особенностями характера учащегося, а также поиском и формированием своего
неповторимого
деятельности.

звучания,

подготовкой

Отличительная

исполнительство

к

самостоятельной

особенность

(эстрадно-джазовый

вокал)»

программы
сроком

творческой

«Музыкальное

обучения

1

год

заключается в том, что она представляет собой единый музыкальный комплекс,
основанный

на

целостности

исполнения и изучения материала.

музыкального

восприятия,

переживания,

Предлагаемая программа рассчитана на срок обучения
продолжительностью 1 год.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 14-17 лет.
Данная программа направлена на развитие и совершенствование навыков
вокального музицирования, развитие голосового аппарата подростка уже
получившего базовое вокальное образование и имеющего диплом об окончании
музыкальной
Программа

школы

по

предусматривает

профильные

учебные

специальности
подготовку

заведения.

«Эстрадно-джазовый
учащегося

Программа

к

вокал».

поступлению

включает

в

углублённое

практическое освоение техники и приёмов эстрадно-джазового вокального
исполнительства, грамотной работы с микрофоном, расширение и углубление
знаний, умений и навыков сценической работы, подготовку обучающегося к
концертной деятельности. Кроме того, данная дисциплина знакомит учащихся с
лучшими

образцами

эстрадной

и

джазовой

музыки,

её

авторами

и

выдающимися исполнителями XX и XXI столетий.
В основе содержания образовательной программы лежит вокальное
исполнительство. Это один из самых непростых видов деятельности музыканта,
он включает в себя не только комплекс технических умений, но и
предусматривает непосредственное их практическое использование в условиях
публичной работы с разной аудиторией и на различных концертных площадках.
Это, в свою очередь, влечёт за собой огромный объём работы музыкальнопрактической и психолого-педагогической направленности. Данный вид
деятельности является сравнительно новой музыкальной дисциплиной, но уже
достаточно востребован в учреждениях дополнительного образования и
музыкальных школах. В современных условиях эстрадно-джазовое вокальное
исполнительство становится весьма привлекательным для творчески одарённой
молодёжи, что стимулирует возникновение высокой конкурентной среды в
профессиональных образовательных организациях и требует всё более
высокого уровня подготовки абитуриентов.
Разнообразный вокальный репертуар данной программы включает музыку
разных стилей, жанров и направлений. Это достойные образцы эстрадной

музыки разных лет, в том числе, популярная, соул, фолк, рок-музыка и т. д.
Особое

внимание

специфические

уделяется

приёмы

джазовой

исполнения,

музыке.

изучаются

Осваиваются
наиболее

новые

интересные

произведения доступные для понимания школьниками. Учащиеся знакомятся с
такими стилями джазовой музыки как Блюз, Мейнстрим, Фьюжн, Свинг, Боссанова, Фанк, A'cappella, Cool jazz, Smooth (soft) jazz, Бибоп, Госпел, Даунтемпо,
Лаунж (Jazz Lounge), Пост-боп, Прогрессивный джаз, Регтайм, Фри-джаз и т. д.
Адресована программа молодым людям, определившимся в выборе
будущей профессии, и направлена на создание максимально удобного
образовательного пространства для раскрытия
самораскрытия,

самовыражения

личности,

творческого потенциала,

совершенствования

уровня

профессионального мастерства и конкурентоспособности; ориентирована на
высокие духовно-нравственные ценности, формирование коммуникативной
культуры, подготовку юных эстрадно-джазовых вокалистов к поступлению в
профильные учебные заведения.
Программа состоит из взаимопроникающих блоков: теоретического,
исторического и практического, которые реализуются последовательно,
синхронно или самостоятельно, в зависимости от задач, стоящих перед
обучающимися. Гуманистические подходы к реализации программы, которые
проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях, эмоционально
насыщенной

обстановке

творчества

также

является

отличительной

особенностью программы.
Методика

организации

образовательного
особенностей

и

индивидуального

процессов

учебно-воспитательного,
строится

способностей
подхода.

с

учётом

воспитанников,

Содержание

творческого

и

психофизиологических
с

программы

учётом

принципа

предусматривает

углубление знаний в области музыки, способствует формированию и
расширению музыкального кругозора. Каждое занятие предусматривает
различные формы деятельности, сочетается подача, как теоретического
материала, так и практическая работа, включающая в себя развивающие
упражнения, импровизацию, коллективное исполнение в ансамбле. Все

перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное
соучастие обучающихся в музицировании. Полученные знания должны помочь
молодому человеку овладеть навыками эстрадного-джазового вокального
исполнительства на начальном профессиональном уровне. Для домашней
работы

рекомендуется

повторять

теоретическую

базу,

упражнения,

направленные на развитие тех или иных вокальных навыков, просмотр и
прослушивание

видео/аудио

материалов,

знакомство

с

лучшими

исполнителями, достойными образцами эстрадной и джазовой музыки, а также
её стилями и жанрами. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг
друга.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
учащегося.
Недельная

нагрузка

по

предмету

«Музыкальное

исполнительство

(Эстрадно-джазовый вокал)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в
индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого
музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Срок реализации учебного предмета
При

реализации

программы

учебного

предмета

«Музыкальное

исполнительство (Эстрадно-джазовый вокал)» со сроком обучения 1 год,
продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальное исполнительство
(Эстрадно-джазовый вокал)» при 1-летнем сроке обучения составляет 140
часов. Из них: 70 часов – аудиторные занятия, 70 часов – самостоятельная
работа.

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка

Затраты учебного
времени
1 год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76

Всего часов

70
70
140

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная

и

мелкогрупповая

формы

занятий

позволяют

преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
В случае необходимости организации занятий в дистанционном
формате,

возможно

проведение

индивидуальных

онлайн-уроков

по

специальности «Музыкальное исполнительство (Эстрадно-джазовый вокал)».
В них будут включены следующие виды работы: непосредственное общение
и индивидуальная онлайн-работа преподавателя с обучающимся по учебному
расписанию; рассылка аудио и видео-записей отдельных технических
элементов

для

отработки

исполнительских

приемов;

рассылка

дополнительного теоретического материала изложенного посредством фото и
видеоматериалов;

рассылка

аккомпанемента

(минусовых

фонограмм)

изучаемых произведений каждому обучающемуся; рассылка распевочного
материала,

вокальных,

ритмических,

артикуляционных,

дыхательных

упражнений, скороговорок; рассылка записи мелодии с аккомпанементом
каждому обучающемуся (фонограмма плюс-1); рассылка нотного материала.
Для проверки и корректировки домашних заданий, наряду с онлайн-уроком в
прямом эфире, должна быть организована пересылка готовых домашних
заданий в форме аудио и видео-записей. В обучении используются
мессенджеры Viber, WatsApp, Skype и т. п.

Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является подготовка обучающегося к
поступлению в профильное среднее специальное или высшее учебное
заведение по специальности «Эстрадно-джазовый вокал», обеспечение
возможности

разностороннего

развития

творческих

способностей

и

индивидуальности вокалиста, углубление знаний и представлений об
эстрадно-джазовом вокальном исполнительстве, расширение практических
умений

и

устойчивого

навыков сольного
интереса

к

и

ансамблевого

самостоятельной

пения,

формирование

деятельности

в

области

музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальное исполнительство (Эстрадно-джазовый
вокал)» являются:
 углубление знаний об особенностях строения и развития голосового
аппарата человека;
 развитие и совершенствование вокальных навыков и эстрадноисполнительских качеств; 
 закрепление знаний в области музыкальной грамоты; 
 расширение знаний в области истории музыкальной культуры; 
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; 
 оснащение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих в
своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с
музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; 
 воспитание у обучающихся трудолюбия, усидчивости, терпения,
дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
обеспечение обучающихся достаточным объёмом знаний, умений и
навыков в области данного предмета, необходимым для дальнейшего

поступления в ССУЗы и ВУЗы по профилю изучаемой дисциплины.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование вокальных навыков и приемов,
становление голосового аппарата. Второе - развитие практических форм
музицирования в вокальном иполнительстве, в том числе, личной инициативы
и творческой фантазии в трактовке музыкальных произведений, а также
стремление к самосовершенствованию: участие в конкурсах, фестивалях.

Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы

и

методы

контроля,

система

оценок,

итоговая

аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 практический (освоение приемов вокальной работы);
 эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).
Для преодоления затруднений в процессе работы, можно принять
следующие приёмы:
 стимулирующие приёмы (содействие педагога направлено на активацию

собственных возможностей учащегося для преодоления затруднений);
 эмоционально-регулирующие приёмы (оценочные суждения педагога,

одобряющие или порицающие действия ребёнка);
 приём по организации умственной деятельности, при которой все ее

компоненты осуществляются им самостоятельно, педагог направляет
действия учащегося.

Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Для успешной реализации работы программы необходим дидактический
материал – нотная литература, нотная тетрадь, аудиозаписи. А также
инструменты: фортепиано, компьютер, микшерный пульт, усилитель, колонки,
микрофон. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Для организации занятий в дистанционном онлайн-формате преподавателю
и учащимся необходимо обеспечить наличие дома компьютера с веб камерой и
микрофоном, а также звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитола, смартфон,
колонки и т. п.). Приветствуется наличие шнурового или радиомикрофона,
фортепиано или синтезатора.
Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы
является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие
образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам и стилям,

отвечать возрастным возможностям ученика. Соответствие этого репертуара
уровню музыкально-творческих компетенций ученика, прописанных в годовых
требованиях по классам, обеспечит его успешное продвижение в исполнении
музыкальных произведений.

II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, 8 часов в месяц, 64
часа в год.
Успеваемость
составленных

учащихся

планов,

в

во

многом

которых

зависит

должно

от

быть

целесообразно
предусмотрено

последовательное, гармоничное, комплексное развитие учащихся с учётом
индивидуальных способностей, уровнем общемузыкального и технического
развития юного вокалиста. Большое значение в развитии эстетического вкуса
учащихся имеет выбор репертуара. Он должен быть разнообразным по
содержанию, форме, стилю, уровню сложности, диапазону. При правильной и
объективной оценке индивидуальных данных учащихся разумно составленный
план работы поможет решать те или иные конкретные задачи. Непосильные
художественные и технические задачи приводят зачастую к чрезмерной
эмоциональной, интеллектуальной и физической перегрузке, зажатости.
В процессе изучения музыкальных произведений педагог должен дать
ученику разнообразные теоретические и исторические сведения (о форме,
ладовой и гармонической основе, штрихах, ритмике, стиле и т.д).
Важным разделом работы является развитие у ученика навыка чтения нот
с

листа,

что

значительно

активизирует

процесс

работы,

расширяет

музыкальный кругозор. Развитию навыков чтения нот с листа также
способствует и ансамблевое музицирование. Не менее важным звеном в
становлении

грамотного

музыканта-вокалиста

является

умение

импровизировать. Учащемуся, осуществляющему подготовку к поступлению в
профильное учебное заведение, необходимо освоить простейшие способы
джазовой импровизации и научиться применять их на практике, работая

непосредственно со своим вокальным репертуаром.
Вначале и в конце полугодий необходимо давать в планах оценочный
анализ развития творческих способностей, степени профессионального роста,
намечать пути устранения имеющихся недостатков и дальнейшего развития
учащихся.
Немаловажную роль играет разумно организованный и объективный учёт
успеваемости учащихся. При выставлении оценки надо учитывать, что она
является стимулом для улучшения работы учащегося. При этом надо учитывать
трудовую активность ученика, стремление к выполнению поставленных задач,
его индивидуальные способности и возможности.
Планы работы обязательно должны включать в себя внеклассную работу
с учащимися, направленную на расширение их кругозора, общей культуры,
эстетического и нравственного воспитания.

Количество часов
№

1
2

3
4
5

6
7
8
1
2
3
4
5

6

7
8

Название темы

Максимальное Аудиторские

I полугодие
Стилистические особенности
джазового пения
Развитие ритмического мышления
Отработка артикуляционно-слоговых
формул
Закрепление и усложнение
дыхательных упражнений
Закрепление и усложнение
упражнений для артикуляции
Цикл упражнений для
совершенствования навыков пения на
опоре
Упражнения на развитие
гармонического слуха
Работа над содержанием и над образом
Импровизация (основы)
Изучение 2-3 песен
II полугодие
Углубление знаний музыкальной
терминологии
Джазовая мелизматика (теория и
практика)
Инструментальное пение в технике
скэт
Пение в дуэте
Работа над репертуаром и дальнейшее
развитие навыка анализа
произведения
Зарубежные и российские джазовые
вокалисты, джазовые вокальные
ансамбли (слушание)
Подготовка к конкурсам и концертам
Концертная деятельность
Изучение 2-3 разнохарактерных песен
Академическое прослушивание

Самоподго
товка

8

4

4

8

4

4

6

3

3

10

5

5

8

4

4

10

5

5

8
6

4
3

4
3

10

5

5

12

6

6

8

4

4

8
8

4
4

4
4

12

6

6

8
10

4
5

4
5

140

70

70

Годовые требования
Джазовый вокал, как одно из средств джазовой выразительности. Яркая
индивидуальность исполнителя, оригинальное качество звучания (саунд).
Изучение техники скэт-импровизации как отличительной черты эстрадноджазового пения. Роль джазового микроинтонирования (заниженное блюзовое,

завышенное в босанове и модальном джазе). Выразительные исполнительские
приёмы, как неотъемлемая часть джазового вокала. Изучение стилистики
музыкального языка джаза.
Введение в терминалогию: фразировка, тембральный акцент. Триольный
тайминг. Динамический акцент. Свингование, как активное и осознанное
ощущение метро-ритма. Знакомство с фразировкой «граунд-бит-офф-бит».
Типы смещения «оттяжка» и «подхлёст». Исполнение упражнений (распевок)
на развитие ритмического мышления с применением блюзовых тонов и
основных приёмов джазового пения.
Изучение творчества зарубежных и российских джазовых вокалистов,
джазовые

вокальные

ансамбли.

Многообразие

стилей

и

направлений,

специфические приемы, характерные для различных стилей. Прослушивание
аудио и видеозаписей. К вокальным джазовым направлениям, обязательным к
изучению, относятся: госпэл, спиричуэлс, блюз, баллада, диксиленд, свинг,
босанова, би-боп, фанк.
Изучение однотактных (позже 2-тактных и 4-тактных) ритмических
этюдов (упражнений) на слоги. Исполнение коротких однотактных (позже 2тактных и 4-тактных) ритмических этюдов (упражнений) на слоги.
Знакомство со скэтом. Скэт, как приём пения импровизации; как способ
имитации инструментов; работа над исполнением темы в технике скэтимпровизации. Сравнительный анализ музыкальных средств на примере скэтимпровизации джазовых певцов. Отличительные слоговые сочетания мастеров
джазового пения. Английская фонетика, как основа формирования скэта.
Отличие вокальных фраз от инструментальных. Исполнение слоговых
сочетаний, как прием пения импровизации. Прослушивание скэт-импровизации
джазовых певцов.
Тема, как основа для исполнения джазового стандарта. Цифровка, как
условная форма записи при изложении джазовых стандартов. Особенности
записи структуры аккорда и буквенного обозначения. Джазовый квадрат (АА1,
ААВА, блюз). Форма джазовой композиции (интродукция, тема, бридж,
расширение, риффы, стоп-таймы, кода). Определение структуры джазового

стандарта на примере конкретного произведения.
Теоретические аспекты блюзового интонирования. Понятие джазовой
фразировки. Пение субтоном. Мелизматика. Звуковые эффекты (резкое
форсирование нот, переход с грудного звучания на «фальцет», тванг, шёпот,
носовые и гортанные призвуки, «гроул», «шаут», скриминг и др.). Джазовое
вибрато и филировка. Соединение нот при помощи глиссандо («подъезды»,
«скаты»).
Изучение

составления

репертуара

вокалиста.

Индивидуальность

исполнителя. Соответствие возрастным, тембральным, физиологическим,
эмоциональным и техническим способностям. Учебный и исполнительский
репертуар.
Формирование собственного неповторимого исполнительского звучания.
Выбор приоритетных стилевых приёмов и способов звукоизвлечения для
конкретного исполнителя, опираясь на индивидуальные особенности певца.
Развитие

личностных

качеств

эстрадно-джазового

исполнителя.

Органика, как основа поведения в жанре. Ощущение метро-ритма через
пластику тела. Сценическое взаимодействие в ансамблевом пении.

Примерный репертуарный список
1. Anthony Newley, Leslie Bricusse «Feeling Good»
2. Adam Messinger, Omar Martinez, Justin Bieber «Pray»
3. Cole Porter «True love»
4. Christina Aguilera, Samuel Dixon «Bound to you»
5. Dimitri Tiomkin «Green Leaves»
6. Don Cook, John Jarvis «There's a hero»
7. Jule Styne «I ll walk alone»
8. Nicholas Brodszky «Be my love»
9. Leroy Kirkland, Pearl Woods «Something's Got A Hold On Me»
10.Viktor Young «Around the world»
11.Benny Goodman, James Mundy, Charlie Christian «Air Mail Special»

12.Бенни Гудман, Эдгар Сэмпсон, сл. Энди Разафа «Stopmin at the
Savoy»
13.Ralph Rainger, Arthur Siegel, сл. Leo Robin «Vote For Mr. Rhythm»
14.Stevie Wonder, сл. Л. Тишина_ «Загадка джаза» («Sir Duke»)
15.Билли Гилман «Snake song»
16. Алан Менкен, сл. Стивена Шварца «Colors of the Wind» (песня из
м/ф «Покахонтас»)
17.Б. Гудмана, Л. Хэмптона, сл. С. Робина «Flying home»
18.Адам Уоттс, Энди Додд «Je dois faire a ma maniere»
19.А. Варламов «Листопад»
20.А. Варламов «Мой учитель»
21.А. Варламов «Флейта»
22.А. Варламов «Чайка»
23.А. Джойс «Осенний сон»
24.А. Ермолов «Алёшка и Наташка»
25.А. Ермолов «Апрель»
26.А. Ермолов «Рождение звёзд»
27.А. Ермолов Старый рояль»
28.А. Рыбников Ария звезды из спектакля «Звезда и смерть Х.
Мурьетты»
29.А. Ольханский «Радуги-дуги»
30.А. Ольханский «Мир, где рождается любовь»
31.А. Ольханский «Тайна девичья»
32.А. Ольханский «Выбирай»
33.А. Ольханский «Вернись, мечта моя»
34.А. Циплияускас «Как назвать попугая»
35.А. Циплияускас «Лебеди»
36.А. Циплияускас «Первое свидание»
37.А. Циплияускас «За старым холстом»
38.А. Циплияускас «Полонез»
39.В. Дробыш «Розовый туман»

40.В. Началов «Школа»
41.В. Семёнов «Звёздная река»
42.В. Тюльканов «Кони-птицы»
43.В. Тюльканов «Ночь, звёзды и джаз»
44.В. Чернышов «Я возьму этот мир»
45.В. Широкова, сл. Т. Графчиковой «Птица»
46.В. Осошник «Спит ангел»
47.В. Цветков «Звездный календарь»
48.Г. Кригер, С. Катлер, Э. Превен, Бейонсе Ноулз «Listen»
49.Д. Эллингтон, И. Миллс «It Don’t Mean a Thing»
50.E. Хавтан, сл. Ж. Агузаровой «Ленинградский рок-н-ролл»
51.Е. Хавтан, сл. В. Сюткина «Московский бит»
52.Е. Хавтан, сл. В. Сюткина «Любите, девушки»
53.Вилинская Вокализ№19
54.Гарольд Арлен, сл. Эдгара Харбурга «Over the Rainbow»
55.Г. Гладков «Я – Иохим Лис!»
56.Г. Миллер «Лунная серенада»
57.Ген. Сураев-Королёв «Девочка моей мечты»
58.Ген. Сураев-Королёв «Светка-соседка»
59.Д. Баккер «Лунные ночи»
60.Девид Фостер «Stand Up For Love»
61.Д. Тухманов «Аист на крыше»
62.Д. Тимберлейк, Л. Допсон, сл. К. Стэпелтона «Say something»
63.Д. Хорнер «My heart will go on»
64.Дж. Гершвин, сл. Д. Хейварда, А. Гершвина «Sammertime» (из
оперы «Порги и Бесс»)
65.Дж. Гершвин, А. Гершвин «I got rhytm»
66.Дж. Стайн «Люди»
67.Дюк Эллингтон, Билли Стрейхорн «Take the «A» Train»
68.Е. Паранина «Пиратский блюз»
69.Е. Зарицкая «Белая лодка»

70.Е. Зацепин «Есть только миг»
71.Е. Крылатов «Крылатые качели»
72.Е. Крылатов «Ласточка»
73.Е. Крылатов «Лесной олень»
74.Е. Кузина «Ах, эта радуга-дуга»
75.Е. Кузина «Волшебный экспресс»
76.Е. Кузина «Круги на водной глади»
77.Е. Кузина «Разговорчивый Егор»
78.Е. Кузина «Слушай музыку небес»
79.Е. Кузина «Черноглазка-ночь»
80.Е. Кузина «Под солнцем Таити»
81.Е. Кузина «Мальчик-дождь»
82.Е. Кузина «Во всём виновата весна»
83.Е. Кузина «Оригами»
84.Е. Кузина «Горжусь тобой, Отчизна!»
85.Е. Сокольская «Времена года»
86.Е. Сокольская «Колыбельная»
87.Е. Стримовская «День рождения»
88.Ж. Колмагорова «Белая река»
89.З. Куприянович «Космос»
90.Зейдлер Вокализ№12
91.Зейдлер Вокализ№18
92.И Зейдлер Вокализ№8.
93.И. Вилинская Вокализ№1
94.И. Вилинская Вокализ№3
95.И. Вилинская Вокализ№5
96.И. Вилинская Вокализ№9
97.И. Якушенко, Я. Гальперин «Мама, папа я и джаз»
98.Л. Бонфа «Осенние пейзажи дождей»
99.Л. Марченко Л. «Кузнечик Денди»
100.

Лара Фабиан «Je T'aime»

101.

Луиги, сл. Эдит Пиаф «La vie an rose»

102.

М. Дунаевский «Ах, этот вечер»

103.

М. Дунаевский «Тридцать три коровы»

104.

М. Маркези Вокализ№12

105.

М. Маркези Вокализ№2

106.

М. Маркези Вокализ№4

107.

М. Минков «А знаешь, всё ещё будет…»

108.

М. Нитич «Где ты?»

109.

П. Аедоницкий «Красно солнышко»

110.

П. Маккартни «Can't buy me love»

111.

Р. Паулс «Я улыбаюсь»

112.

Р. Паулс «Двое»

113.

Р. Паулс «Колыбельная»

114.

Роберт Шермана и Ричард Шермана «It's a Small World»

115.

Т. Демчук, сл. Д. Хрущёва «Как Ромео и Джульетта»

116.

Т. Ефимов «Колыбельная»

117.

Т. Хренников «Колыбельная Светланы»

118.

Ф. Абт Вокализ №10

119.

Ф. Абт Вокализ №15

120.

Ф. Абт Вокализ №16

121.

Ф. Абт Вокализ №18

122.

Ф. Абт Вокализ №19

123.

Ф. Абт Вокализ №20

124.

Ф. Абт Вокализ №7

125.

Ф. Абт Вокализ №9

126.
127.

Э. Калашникова «5 минут до урока»
Э. Фитцжеральд, Э. Фельман «A-Tisket, A-Tasket»

128.

Ю. Саульский «Чёрный кот»

129.

Ю.Чернавский «Зурбаган»

130.

Я. Губарев «Нарисуй свой мир»

III. Требования к уровню подготовки учащегося
По окончании обучения ученик должен знать:
- стили эстрадной и джазовой музыки,
- теоретические основы эстрадно-джазового исполнительства,
- стилистические приёмы исполнения эстрадной и джазовой музыки,
- простейшие методы и типы вокальной импровизации.
Ученик должен уметь:
- самостоятельно анализировать художественные и технические особенности
вокальных произведений,
- формировать несложный эстрадно-джазовый репертуар,
- создавать собственную интерпретацию произведения, пользоваться стилистическими
вокальными приёмами исполнения (субтон, гроул, скриминг, джазовое вибрато и
филировка, блюзовые звуковые эффекты и интонирование, мелизматика и др.),
- владеть навыками развития ритмического и мелодического мышления, навыками
самостоятельной работы над музыкальными произведениями, основами эстрадноджазовой вокальной техники.
У ученика должны быть воспитаны следующие качества:
- интерес к самостоятельной работе над музыкальными произведениями,
-

способности

музыкально-интонационной

деятельности:

эмоционально-

окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках
собственных эстетических переживаний;
- способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта,
- культура сценического движения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенный заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время
домашней работы;
- темпы продвижения.
На основе результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты,
академические концерты, экзамены.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения
учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических концертах.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество владения полным
комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках
представленной концертной программы.
При необходимости использования дистанционной формы работы с

обучающимися

и

организации

соответствующего

вида

контроля

успеваемости, возможен просмотр видеозаписей с выступлениями учащегося,
сделанных в домашних условиях, а также выступления в онлайн-формате при
помощи специально организованной видеоконференции. Для этого могут
применяться следующее прогаммное обеспечение: Skype, Linphone, Discord,
WhatsApp, Google Hangouts, WeChat, Appear.in, Talky, Viber, Line, Facebook
Messenger, Google Duo, Tango и т. п.
Критерии оценки
Оценке подлежит каждое публичное выступление учащихся (в т.ч. на
отчетном концерте, конкурсе, фестивале и т.п.). Программы данных выступлений,
учитывающие

возможности

учащихся,

составляются

преподавателем

и

утверждаются заведующим отделением.
При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном

и

ансамблевом

исполнительстве;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
5 «отлично» - технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
4 «хорошо» - оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).
3 «удовлетворительно» - исполнение с большим количеством недочетов,
а

именно:

недоученный

текст,

слабая

техническая

подготовка,

малохудожественное исполнение, отсутствие свободы в работе голосового
аппарата и т.д.
2 «неудовлетворительно»

— комплекс недостатков, являющийся

следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости
уроков.
Данная система оценки качества исполнения является основной, а также
может быть дополнена «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса

Наличие

специализации

«Эстрадно-джазовый

вокал»

обусловлено

необходимостью профессиональной ориентации той части учащихся, которые
проявляют

склонность

к

самостоятельному

музицированию,

желанию

подбирать по слуху знакомые мелодии, сочинять, при этом обладают хорошо
развитым мелодическим и гармоническим слухом, музыкальной памятью,
ритмической организацией. Обычно такие дети рано начинают самостоятельное
знакомство с творчеством композиторов, исполнителей, ансамблей. Этому
помогает музыка, звучащая по телевидению, радио, на эстраде и т.д.
Обучение в классе эстрадно-джазового вокала должно включать в себя
два важных раздела: во-первых, получение знаний и навыков учащимся
специфических особенностей жанра эстрадной и джазовой музыки, во-вторых,
в области классической музыки.
Только

таким

образом

можно

достичь

развития

у

учащегося

музыкального вкуса, профессионализма, знаний, формирования идейноэстетических

представлений

о

многообразии

музыкальных

явлений

в

различных областях музыкального искусства.
Творчество джазовой импровизации берёт начало от спонтанного
народного музицирования. Во все времена высоко ценили дар вокалистаимпровизатора (Ella Fitzgerald, Billie Holiday, Sarah Vaughan, Bobby McFerrin,
Nina Simone, Dinah Washington, Natalie Cole, George Benson, Astrud Gilberto, Dee
Dee Bridgewater, Aretha Franklin и др.)
Основанная

на

достижениях

мировой

музыкальной

культуры

современная эстрадная и джазовая музыка, впитала в себя различные средства
музыкальной выразительности. Большое влияние на её формирование оказали

такие жанры как негритянские спиричуэлсы, госпел и блюзы с характерным
мажоро-минорным
итальянские

ладом,

мелодии,

с

латиноамериканские,
присущим

им

креольские,

многообразием

испанские,
характерных

пульсирующих ритмов.
Подготовка учащихся эстрадно-джазовой специализации обязательно
должна включать в себя сплав теоретических и практических знаний и навыков,
необходимых для формирования грамотного мышления с широким охватом
многообразных явлений, входящих в понятие «эстрадная» и «джазовая»
музыка. Задачей педагога является разумное построение процесса обучения и
воспитания, основанного на принципе постепенного изучения материала от
простого к более сложному.
Человеческий голос — это уникальный музыкальный инструмент, с
индивидуальной тембральной окраской (при условии правильной постановки).
Эстрадно-джазовые вокалисты могут исполнять не только вокальные джазовые
темы, но и инструментальные, т. к. владеют навыками скэта (подражание
инструменту с помощью различных слогов), а также эстрадные песни на
иностранном

и

русском

языках.

Занятия

эстрадно-джазовым

вокалом

позволяют открыть невероятные возможности человеческого голоса.
Вокальная литература очень богата — это различные джазовые и
классические школы.
В основу воспитания музыканта должен быть положен принцип единства
художественного и технического развития. Перед учеником следует ставить
посильные для него задачи, поощрять проявление инициативы, наблюдать за
развитием его индивидуальности. В работе с учеником педагог должен
стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиться
ясного ощущения мелодии, гармонии, чистой интонации, понимания стиля,
элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством реализации
художественного замысла. Важным средством повышения интереса к работе
над техникой является связь упражнений, этюдов с художественной
литературой. Важна также связь с теоретическими сведениями. Влиять на

технические навыки ученика лучше всего путём развития его музыкальных
представлений, умения слушать музыку.
Важной задачей вокалиста является овладение голосом во всей его
красоте. Для этого необходимо постоянно совершенствовать слух, интонацию,
вырабатывать привычку внимательно слушать себя и контролировать свое
исполнение. Большое значение имеет техническая работа: постановка дыхания,
способы правильного звукоизвлечения и работы резонаторов. Только опираясь
на эти знания, ученик сможет петь свободно, его голос будет иметь такое
важное качество как «полётность». Здесь очень важно грамотно и рационально
подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности.
Работа над классическими и джазовыми этюдами развивает умение логично
сочетать контрастные образы, переключаться с одного музыкального стиля на
другой.
Подвести ученика к восприятию музыки наших дней во всём её богатстве
и

полноте

—

сложная

задача.

Необходимо,

чтоб

учащийся

учился

воспринимать музыкальный язык как явление динамическое, естественно
развивающееся во всех своих элементах. Без этого невозможно понимание
современной музыки.
Одним из важных разделов работы является развитие у учащегося
навыков чтения с листа. Умение ученика самостоятельно и грамотно
разбираться в нотном тексте активизирует процесс работы, который ведётся по
двум тесно связанным направлениям: развитие навыка тщательного разбора
(анализа) и навыка беглого чтения с листа. Предпосылками грамотного и
осмысленного разбора являются: осознание ладотональности, метроритма,
умение охватить мелодическую фразу, правильно истолковать текст. Навыки
беглого чтения с листа развивают умение схватывать главное в музыкальной
ткани, непрерывно вести музыкальную линию, не останавливаясь и не
исправляясь, развивают быструю реакцию на нотные знаки, свободу
ориентироваться в нотном тексте. В процесс обучения необходимо включать
навык аккомпанемента к заданной мелодии, записанной в буквенно-цифровом
обозначении.

В процессе работы над произведениями эстрадно-джазовой музыки
следует обратить внимание учащегося

на форму,

ладогармоничкскую

структуру, ритмический язык.
Очень часто проведение мелодической линии требует от джазового
вокалиста специфических приемов, например dirty tone (дословно-грязный тон,
или «подъезды», которые используются в блюзах), вибрации в конце фразы в
балладе, или холодного, ровного звука, без вибраций, характерного для боссановы, а так же скэта в свинге и би-боппе. Интенсивность исполнения должна
идти

за

счёт

чёткой

артикуляции,

за

счёт

слухового

контроля

за

звукоизвлечением, но не за счёт форсирования звучания.
Важно

изначально

обратить

внимание

на

чёткую

организацию

музыкальной ткани, насыщенную синкопами, ритмическими смещениями,
акцентами, полиритмией.
Специфика эстрадного и джазового

музицирования предполагает

развитие коллективного творчества учащихся, поэтому необходимо создавать
коллективы, объединённые общими целями на пути к совместному творчеству.
Этому

способствуют

классные

вечера,

совместное

прослушивание

и

обсуждение концертов, родительские собрания совместно с учащимися.
Методика

организации

образовательного
особенностей

и

процессов

учебно-воспитательного,
строится

способностей

с

учётом

воспитанников,

творческого

и

психофизиологических
с

учётом

принципа

индивидуального подхода. Содержание программы предусматривает знакомство
с различными знаниями в области музыки, способствует формированию и
расширению музыкального кругозора. Каждое занятие предусматривает
различные формы деятельности, сочетается подача, как теоретического
материала, так и практическая работа, включающая в себя развивающие
упражнения, импровизацию, сольную и коллективную деятельность. Все
перечисленные выше формы обязательно предполагают активное соучастие
детей в музицировании. Полученные знания должны помочь обучающемуся
овладеть навыками вокального исполнительства.
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении

материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному
и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень
развития музыкальных способностей. Необходимым условием для успешного
обучения эстрадному вокалу является формирование у ученика уже на начальном
этапе правильной певческой установки. Развитию техники в узком смысле слова
(грамотному звукоизвлечению, владению певческим дыханием, опорой звука,
хорошей артикуляции и т.д.) способствует систематическая работа над
упражнениями. При освоении упражнений и другого вспомогательного материала
рекомендуется применение различных вариантов — интонационных, штриховых,
динамических, ритмических и т.д. Работа над качеством звука, ритмическим
рисунком, динамикой — важнейшими средствами музыкальной выразительности
— должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания преподавателя. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их
выполнение.
Для домашней работы рекомендуется повторять теоретическую базу,
закреплять полученные на уроке навыки техники дыхания, звукоизвлечения и
звуковедения,

просматривать

видео

материалы,

слушать

аудио

записи

исполнителей вокальной музыки. Все формы работы логично сменяют и
дополняют друг друга. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает
активное участие детей и подростков в творческом процессе. Радость и
удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке –
залог интереса обучающегося к этому виду искусства. При этом каждый
воспитанник становится активным участником ансамбля, независимо от уровня
его способностей и образования на данный момент, что способствует
психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.
Структура урока
1.

Подготовительная часть
Включает в себя певческую установку и «распевание» (дыхательные и

вокальные упражнения) с целью приведения исполнительского аппарата в
оптимальное физическое состояние. Процесс «распевания» состоит из

исполнения учащимся комплекса специальных упражнений на различные виды
вокальной техники.
2.

Основная часть.
Включает в себя работу исполнителя над упражнениями, вокализами и

художественными произведениями (пение a cappella и в сопровождении
фортепиано или фонограммы -1).
Работа над упражнениями имеет цель развить у учащегося технический
уровень владения собственным голосом (певческое дыхание, опора звука,
артикуляция, интонационная точность, дикция, динамическая и штриховая
культура), а также дать понятие музыкальной фразировки.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности применения в
них различных видов исполнительской техники, а также с учетом наиболее
проблемных вопросов исполнительства у каждого отдельно взятого учащегося.
Работа над художественными произведениями позволяет применить на
практике навыки, полученные в ходе занятий над упражнениями, помочь
формированию

у

учащегося

художественного

образа;

исполнительского

научить

свободно,

замысла,

ориентироваться

созданию
в

форме

произведения.
Подбор произведений осуществляется исходя из исполнительских
возможностей

конкретного

учащегося,

а

также

из

возможности

продемонстрировать различные виды техники и характеры исполнения.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов, рекомендации и пожелания учащимся.
VI. Список литературы и средств обучения
Методическая литература
•

Абдуллин

Э.Б.

Теория

и

практика

вокального

образования

в

общеобразовательной школе. – М., 1983.
•

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.

•

Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса.- М.,1999.

•

Зданович

А.П.

Некоторые

вопросы

вокальной

методики.

М.:

Музыка,1965
•

Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.

•

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие

для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
•

Маркези М. Школа пения, М.: – Музыка, 2005.

•

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.

•

Скрипник В. Д. Роль вокально – технических упражнений в воспитании

певца хорового коллектива. – Н.,1998.
•

Сэт Риггс Как стать звездой Аудиошкола для вокалистов – М.,2005.

•

Юдин С. П. Формирование голоса певца. - Музгиз, М.,1963.

Дополнительные источники:
•

Архипова И.К. Музыка жизни. – М., 1997.

•

Коннов А. Борис Штоколов. – Л., 1987.

•

Кузнецова А. Повесть о народном артисте (Максим Дормидонтович

Михайлов). – М., 1964.
•

Львов М. А.В. Нежданова. – М., 1952.

•

Магомаев М. Великий Ланца (о Марио Ланце). – М., 1993.

•

Мохонько, А.П. Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения. -Научное

периодическое издание «IN SITU» №1/2015.
•

Нестеренко Е. Размышления о профессии. – М., 198.

•

Сарджент, У. Джаз. - М.: Музыка, 1987.

•

Способин, И.В. Музыкальная форма. - М.: Музыка, 1980.

•

Степурко, О. Cкэт импровизация. - М.: Камертов, 2006.

•

Стражникова, Т.И. Педагогические условия формирования готовности

будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности. - Научный журнал
КубГАУ, №112(08), 2015.
•

Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. – Л., 1990.

•

Шейко Р. Елена образцова. – М., 1984.

•

Яковенко С.Б. Волшебная Зара Долуханова. - М., 1997.

•

http://notes.tarakanov.net

Учебная литература
1. Романова Л. В., Школа эстрадного вокала, –М.:Изд. Планета музыки, 2008.
2. Риггс С., Как стать звездой, -М: Guitar College, 2005.
3. Гонтаренко Н. Б., Сольное пение: секреты вокального мастерства, -Ростов на
Дону: Феникс, 2008.
4. Исаева И. О., Эстрадное пение: экспресс курс развития вокальных
способностей, - М.: АСТ Астрель, 2006.
5. Карягина А., Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих, -М.:
Лань, 2008.
6. Хромушин О., Джазовое сольфеджио (Хочу учиться джазу!). 3-7 классы
музыкальной школы, -Санкт-Петербург: Издательство Композитор, 2008.
7. Хромушин О., Учебник джазовой импровизации (Хочу учиться джазу!). Для
детских музыкальных школ. 2-я ред., -Санкт-Петербург: Издательство
Композитор, 2007.
8. Сафронова О., Распевки. Хрестоматия для вокалистов и CD, –М.:Изд.
Планета музыки, 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».