ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ Срок обучения 1 год

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г.о. Саранск, ул. Васенко, д. 3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
Исполнительская подготовка

Программа
по учебному предмету

Эстрадный вокал
Срок обучения 1 год

Саранск 2021 г.

«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
« 31 » августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.

Разработчик: Кузина Юлия Викторовна – преподаватель по классу «Эстрадный
вокал»
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования «Детская музыкальная школа № 2»

Рецензент: Кузина Елена Викторовна – преподаватель Саранского
музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, композитор, Заслуженный деятель
искусств РМ

Рецензент: Ежова Надежда Геннадьевна – заместитель директора по УВР
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 2»

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Эстрадный вокал» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств.
Эстрадный вокал является одним из самых популярных видов детской
музыкальной

деятельности,

благодаря

универсальности

голоса

как

инструмента, используемого и в профессиональной, и в любительской
исполнительской практике. Разнообразный вокальный репертуар обучающегося
по данной программе может включать музыку разных стилей и направлений, в
том числе, популярную, рок, фолк, джаз, а также огромное количество детских
песен, написанных современными авторами.
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на
общечеловеческие ценности музыкального исполнительского искусства, а с
другой стороны - установка на развитие творческой индивидуальности
формирующей личность подростка.
Предлагаемая программа рассчитана на срок обучения длительностью 1
год.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 – 9 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
обучающегося. Программа направлена на формирование базовых навыков
вокального музицирования, развитие голосового аппарата ребёнка, изучение
основ сольного эстрадно-вокального исполнительства и работы с микрофоном.
Адресована программа детям и подросткам, и направлена на создание
образовательного пространства для раскрытия

творческого потенциала,

самораскрытия, самовыражения личности; ориентирована на высокие духовнонравственные ценности; формирование коммуникативной культуры; решение
задач организации досуга.
Методика

организации

образовательного
особенностей

процессов

и

учебно-воспитательного,
строится

способностей

с

учётом

творческого

и

психофизиологических

воспитанников,

с

учётом

принципа

индивидуального подхода. Содержание программы предусматривает знакомство
с различными знаниями в области музыки, способствует формированию и
расширению музыкального кругозора. Каждое занятие предусматривает
различные формы деятельности, сочетается подача, как теоретического
материала, так и практическая работа, включающая в себя развивающие
упражнения,
произведений.

импровизацию,
Все

разучивание

перечисленные

выше

и

исполнение

формы

работы

вокальных
обязательно

предполагают активное соучастие обучающихся в музицировании.
Недельная нагрузка по предмету «Эстрадный вокал» составляет 2 часа в
неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования
навыков ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть
увеличен.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Эстрадный вокал» со
сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 35
недель.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Эстрадный вокал» при 1годичном сроке обучения составляет 140 часов. Из них: 70 часов – аудиторные
занятия, 70 часов – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка

Затраты учебного
времени
1 год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76

Всего часов

70
70
140

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
В случае необходимости организации занятий в дистанционном
формате,

возможно

проведение

индивидуальных

онлайн-уроков

по

специальности «Эстрадный вокал». В них будут включены следующие виды
работы:

непосредственное

общение и

индивидуальная

онлайн-работа

преподавателя с обучающимся по учебному расписанию; рассылка аудио и
видео-записей
исполнительских

отдельных
приемов;

технических
рассылка

элементов

дополнительного

для

отработки

теоретического

материала изложенного посредством фото и видеоматериалов; рассылка
аккомпанемента (минусовых фонограмм) изучаемых произведений каждому
обучающемуся; рассылка распевочного материала, вокальных, ритмических,
артикуляционных, дыхательных упражнений, скороговорок; рассылка записи
мелодии с аккомпанементом каждому обучающемуся (фонограмма плюс-1);
рассылка нотного материала.

Для проверки и корректировки домашних

заданий, наряду с онлайн-уроком в прямом эфире, должна быть организована
пересылка готовых домашних заданий в форме аудио и видео-записей. В
обучении используются мессенджеры Viber, WatsApp, Skype и т. п.

Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение базовыми знаниями
и представлениями об эстрадно-вокальном исполнительстве, формирование
практических умений и навыков вокального исполнительства, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Эстрадный вокал» являются:


развитие

личности

учащегося,

мотивационной

сферы,

интеллектуальных и творческих сил;
 формирование

базовых

вокальных

навыков

и

эстрадно-

исполнительских качеств; 
 ознакомление детей с особенностями строения голосового аппарата
человека;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты; 
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; 
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; 
 приобщение к искусству, воспитание эстетического вкуса.
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, 
дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование вокальных навыков и приемов,
становление голосового аппарата. Второе - развитие практических форм
музицирования в вокальном исполнительстве, в том числе, личной инициативы
и творческой фантазии в трактовке музыкальных произведений, а также

стремление к самосовершенствованию: участие в конкурсах, фестивалях.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы

и

методы

контроля,

система

оценок,

итоговая

аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический (освоение приемов игры на инструменте);
 эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).
Для преодоления затруднений в процессе работы, можно принять
следующие приёмы:
 стимулирующие приёмы (содействие педагога направлено на активацию

собственных возможностей учащегося для преодоления затруднений);
 эмоционально-регулирующие приёмы (оценочные суждения педагога,

одобряющие или порицающие действия ребёнка);
 приём по организации умственной деятельности, при которой все ее

компоненты осуществляются им самостоятельно, педагог направляет

действия учащегося.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Для успешной реализации работы программы необходим дидактический
материал – нотная литература, нотная тетрадь, аудиозаписи. А также
инструменты: фортепиано, компьютер, микшерный пульт, усилитель, колонки,
микрофон. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного
материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается
печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Для организации занятий в дистанционном онлайн-формате преподавателю
и учащимся необходимо обеспечить наличие дома компьютера с веб камерой и
микрофоном, а также звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитола, смартфон и
колонки и т. п.). Приветствуется наличие шнурового или радиомикрофона,
фортепиано или синтезатора.
Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы
является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие
образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам и стилям,
отвечать возрастным возможностям ученика. Соответствие этого репертуара
уровню музыкально-творческих компетенций ученика, обеспечит его успешное
продвижение в исполнении музыкальных произведений.

II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Количество часов
№

1
2
3
4
5
6
7
8

1
2

3
4
5

6
7
8

Название темы
I полугодие
Освоение правильной установки
корпуса при пении
Освоение правильного певческого
дыхания
Знакомство с голосовым аппаратом
Работа над звукоизвлечением
Знакомство с нотной грамотой
Изучение 2-3 несложных
разнохарактерных произведений
Правильное формирование гласных
звуков.
Освоение технологии правильного
произнесения согласных звуков
II полугодие
Работа над чистотой интонирования
Освоение комплекса упражнений,
направленных на совершенствование
базовых певческих навыков
Работа с фонограммой
Работа с микрофоном
Изучение понятия «форсированный
звук» и способы избежать его
использования
Работа над сценическими
движениями
Работа над сценическим образом
Понятие о голосовых регистрах
Освоение 2-3 несложных
разнохарактерных песен современных
авторов

Максимальное Аудиторские

Самоподго
товка

8

4

4

8

4

4

6
10
8
10

3
5
4
5

3
5
4
5

8

4

4

6

3

3

8
14

4
7

4
7

8
8
8

4
4
4

4
4
4

12

6

6

8
10

4
5

4
5

140

70

70

Годовые требования
Знакомство с голосовым аппаратом: показ иллюстраций, демонстрация
звукоизвлечения.
Певческая установка: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и
ног при пении. Рекомендуется пение только стоя. Положение корпуса
свободное, ноги – на расстоянии 15-20 см друг от друга, равномерное
распределение веса тела на каждую ступню, спина прямая, голова – в
спокойном устойчивом положении. Особое внимание обращается на мимику
лица: работа без напряжения, лоб и переносица спокойны, рот на полуулыбке –
углы губ чуть приподняты.
Работа

над

дыханием:

спокойный

бесшумный

вдох;

правильное

расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох); смена
дыхания между фразами; задержка дыхания; опёртый звук; одновременный
вдох перед началом пения; пение более длинных фраз без смены дыхания;
быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
Элементарные теоретические знания: ноты и длительности, простые
размеры, чтение с листа несложных вокальных упражнений, понятие о
динамике.
Вокальные упражнения – распевания: пение несложных вокальных
упражнений,

помогающих

укреплению

детских

голосов,

улучшению

звукообразования, расширению диапазона и, в то же время, наилучшему
усвоению изучаемого репертуара.
Работа над звуком: в меру открытый рот; естественное звукообразование;
пение без напряжения; правильное формирование и округление гласных;
твёрдая атака; ровное звуковедение; протяжённость отдельных звуков; пение
закрытым ртом; достижение чистого, красивого, выразительного пения.
Постепенное расширение диапазона – ориентация на индивидуальность и
природу каждого учащегося.
Работа над дикцией и артикуляцией: активность губ без напряжения
лицевых мышц; элементарные приёмы артикуляции. Ясное произношение

согласных с опорой на гласные; отнесение согласных к следующему слогу;
короткое произнесение гласных в конце слова; раздельное произнесение
одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова.
Совершенное

произношение

текста,

выделение

логического

ударения.

Дикционные упражнения.
Работа над движениями и сценическим поведением: необходимо
отталкиваться от содержания исполняемой песни. В медленных лирических
композициях целесообразны неинтенсивные движения, освоение небольшого
сценического пространства. В темповых песнях используется весь спектр
движений, которым на данный момент владеет учащийся, работа на
сценической площадке ведётся с учётом освоение её периметра. Особое
внимание нужно уделять мимике лица и умению установить контакт со
зрителем. При этом необходимо ориентироваться на возраст учащегося, класс в
котором он учится, его индивидуальные физические возможности.
Работа с микрофоном: правильное положение микрофона по отношению
к губам. Работа над произнесением отдельных гласных и согласных звуков с
учётом специфики микрофонного пения. Основной принцип: микрофон –
продолжение рта, а не руки.
Примерный репертуарный список:
1. "Веселая мышка" сл. и муз. А. Усачева
2. "Лягушенция" сл. и. муз. П. Синявского
3. "Непоседа" сл. С. Михалкова, муз. О. Юдахиной
4. "Гномик" сл. Г. Новинской, муз. О. Юдахиной
5. "Кораблик" сл. С. Маршака, муз. О. Юдахиной
6. "Доктор Айболит" сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой
7. "Дождик" сл. Б. Заходера, муз. О. Юдахиной
8. "Лунный кораблик" сл. и муз. П. Синявского
9. "Любитель - рыболов" сл. А. Барто, муз. М. Старокдомского

10."Самая счастливая" сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова
11."Шиворот - навыворот" сл. И. Резника, муз. О. Юдахиной
12."Радуга" сл. В. Ключникова, муз. О. Юдахиной
13."Собачья площадка" сл. Н. Соловьевой, муз. О. Юдахиной
14."Кашалотик" сл. И. Резника, муз. Р. Паулса
15."Смешной человечек" сл. П. Синявского, муз. А. Журбина
16."Пряничная песенка" сл. П. Синявского, муз. А. Журбина
17."Песенка мамонтенка" сл. Д. Непомнящей, муз. В. Шаинского
18."Рыжик" сл. Б. Климчук, муз. А. Эппель
19."Милая мама" сл. Ф. Филиппенко, муз. Т. Волгиной
20.А. Варламов «Листопад»
21.А. Варламов «Мой учитель»
22.А. Варламов «Флейта»
23.А. Варламов «Чайка»
24.А. Джойс «Осенний сон»
25.А. Ермолов «Алёшка и Наташка»
26.А. Ермолов «Апрель»
27.А. Ермолов «Солнечные зайчики»
28.А. Зацепин «Куда уходит детство»
29.А. Зацепин «Песенка про медведей»
30.А. Рыбников «Буратино»
31.А. Ципляускас «Как назвать попугая»
32.А. Ципляускас «Розовое облако»
33.В. Дробыш «Розовый туман»
34.В. Началов «Школа»
35.В. Резников «Улетай, туча»
36.В. Семёнов «Звёздная река»
37.В. Тюльканов Кони-птицы»
38.В. Чернышов «Я возьму этот мир»
39.В. Шаинский «От улыбки…»

40.В. Шаинский «Чунга-чанга»
41.Вилинская Вокализ№19
42.Г. Гладков «Я – Иохим Лис!»
43.Ген. Сураев-Королёв «Девочка моей мечты»
44.Ген. Сураев-Королёв «Светка-соседка»
45.Е. Зарицкая «Белая лодка»
46.Е. Зарицкая «Раз – ладошка»
47.Е. Крылатов «Крылатые качели»
48.Е. Крылатов «Ласточка»
49.Е. Крылатов «Лесной олень»
50.Е. Кузина «Ах, эта радуга-дуга»
51.Е. Кузина «Волшебный экспресс»
52.Е. Кузина «Завитушки»
53.Е. Кузина «Зоосад»
54.Е. Кузина «Иванова»
55.Е. Кузина «Круги на водной глади»
56.Е. Кузина «Разговорчивый Егор»
57.Е. Кузина «Слушай музыку небес»

III. Требования к уровню подготовки учащегося
По окончании обучения ученик должен знать:
- певческую установку;
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко» и т.д.
- элементарные музыкальные построения;
- простые музыкальные жанры.
Ученик должен уметь:
- точно повторить заданный звук;

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- исполнять выученную партию;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
У ученика должны быть воспитаны следующие качества:
- интерес к музицированию;
- способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности:
эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных
звуках собственных эстетических переживаний;
- способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
- сформированный базовый комплекс исполнительских знаний, умений и навыков
необходимых для вокального музицирования;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа несложных вокальных партий;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности;
- наличие творческой инициативы;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:

 текущий контроль успеваемости учащихся;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенный заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время
домашней работы;
- темпы продвижения.
На основе результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты,
академические концерты, экзамены.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения
учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических концертах.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество владения полным
комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках
представленной концертной программы.
При необходимости использования дистанционной формы работы и
организации соответствующего вида контроля успеваемости, возможен
просмотр видеозаписей с выступлениями учащегося, сделанных в домашних

условиях, а также выступления в онлайн-формате при помощи специально
организованной видеоконференции. Для этого могут применяться следующее
прогаммное обеспечение: Skype, Linphone, Discord, WhatsApp, Google
Hangouts, WeChat, Appear.in, Talky, Viber, Line, Facebook Messenger, Google
Duo, Tango и т. п.
Критерии оценки
Оценке подлежит каждое публичное выступление учащихся (в т.ч. на
отчетном концерте, конкурсе, фестивале и т.п.). Программы данных выступлений,
учитывающие

возможности

учащихся,

составляются

преподавателем

и

утверждаются заведующим отделением.
При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в музыкальноисполнительской деятельности;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
5 «отлично» - технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
4 «хорошо» - оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).
3 «удовлетворительно» - исполнение с большим количеством недочетов,
а

именно:

недоученный

текст,

слабая

техническая

подготовка,

малохудожественное исполнение, отсутствие свободы в работе голосового
аппарата и т.д.
2 «неудовлетворительно» — комплекс недостатков, являющийся
следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости
уроков.

Данная система оценки качества исполнения является основной, а также
может быть дополнена «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методика

организации

образовательного
особенностей

и

процессов

учебно-воспитательного,
строится

способностей

с

учётом

воспитанников,

творческого

и

психофизиологических
с

учётом

принципа

индивидуального подхода. Содержание программы предусматривает знакомство
с различными знаниями в области музыки, способствует формированию и
расширению музыкального кругозора. Каждое занятие предусматривает
различные формы деятельности, сочетается подача, как теоретического
материала, так и практическая работа, включающая в себя развивающие
упражнения, импровизацию, сольную и коллективную деятельность. Все
перечисленные выше формы обязательно предполагают активное соучастие
детей в музицировании. Полученные знания должны помочь обучающемуся
овладеть навыками вокального исполнительства.
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному
и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень
развития музыкальных способностей. Необходимым условием для успешного
обучения эстрадному вокалу является формирование у ученика уже на начальном
этапе правильной певческой установки. Развитию техники в узком смысле слова
(грамотному звукоизвлечению, владению певческим дыханием, опорой звука,
хорошей артикуляции и т.д.) способствует систематическая работа над
упражнениями. При освоении упражнений и другого вспомогательного материала
рекомендуется применение различных вариантов — интонационных, штриховых,
динамических, ритмических и т.д. Работа над качеством звука, ритмическим
рисунком, динамикой — важнейшими средствами музыкальной выразительности
— должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть

предметом постоянного внимания преподавателя. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их
выполнение.
Для домашней работы рекомендуется повторять теоретическую базу,
закреплять полученные на уроке навыки техники дыхания, звукоизвлечения и
звуковедения,

просматривать

видео

материалы,

слушать

аудио

записи

исполнителей вокальной музыки. Все формы работы логично сменяют и
дополняют друг друга. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает
активное участие детей и подростков в творческом процессе. Радость и
удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке –
залог интереса обучающегося к этому виду искусства. При этом каждый
воспитанник становится активным участником ансамбля, независимо от уровня
его способностей и образования на данный момент, что способствует
психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.
Структура урока
1.

Подготовительная часть
Включает в себя певческую установку и «распевание» (дыхательные и

вокальные упражнения) с целью приведения исполнительского аппарата в
оптимальное физическое состояние. Процесс «распевания» состоит из
исполнения учащимся комплекса специальных упражнений на различные виды
вокальной техники.
2.

Основная часть.
Включает в себя работу исполнителя над упражнениями, вокализами и

художественными произведениями (пение a cappella и в сопровождении
фортепиано или фонограммы -1).
Работа над упражнениями имеет цель развить у учащегося технический
уровень владения собственным голосом (певческое дыхание, опора звука,
артикуляция, интонационная точность, дикция, динамическая и штриховая
культура), а также дать понятие музыкальной фразировки.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности применения в

них различных видов исполнительской техники, а также с учетом наиболее
проблемных вопросов исполнительства у каждого отдельно взятого учащегося.
Работа над художественными произведениями позволяет применить на
практике навыки, полученные в ходе занятий над упражнениями, помочь
формированию

у

учащегося

художественного

образа;

исполнительского

научить

свободно,

замысла,

ориентироваться

созданию
в

форме

произведения.
Подбор произведений осуществляется исходя из исполнительских
возможностей

конкретного

учащегося,

а

также

из

возможности

продемонстрировать различные виды техники и характеры исполнения.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов, рекомендации и пожелания учащимся.
VI. Список литературы и средств обучения
Методическая литература
•

Абдуллин

Э.Б.

Теория

и

практика

вокального

образования

в

общеобразовательной школе. – М., 1983.
•

Аспелунд Д. « Развитие певца и его голоса» – М.,1952.

•

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.

•

Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса.- М.,1999.

•

Заринская М. «Воспитание и охрана детского голоса» – М., 1953.

•

Зданович

А.П.

Некоторые

вопросы

вокальной

методики.

М.:

Музыка,1965
•

Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.

•

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие

для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
•

Маркези М. Школа пения, М.: – Музыка, 2005.

•

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.

•

Скрипник В. Д. Роль вокально – технических упражнений в воспитании

певца хорового коллектива. – Н.,1998.

•

Стулова Г.П. « Развитие детского певческого голоса в процессе обучения

пению, –М., 1992.
•

Сэт Риггс Как стать звездой Аудиошкола для вокалистов – М.,2005.

•

Юдин С. П. Формирование голоса певца. - Музгиз, М.,1963.

Дополнительные источники:
•

Архипова И.К. Музыка жизни. – М., 1997.

•

Коннов А. Борис Штоколов. – Л., 1987.

•

Кузнецова А. Повесть о народном артисте (Максим Дормидонтович

Михайлов). – М., 1964.
•

Львов М. А.В.Нежданова. – М., 1952

•

Магомаев М. Великий Ланца (о Марио Ланце). – М., 1993.

•

Нестеренко Е. Размышления о профессии. – М., 1985

•

Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. – Л., 1990

•

Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха» М.: Музыка,1996.

•

Шейко Р. Елена образцова. – М., 1984.

•

Яковенко С.Б. Волшебная Зара Долуханова. - М., 1997.

•

http://notes.tarakanov.net
Учебная литература

1. Романова Л. В., Школа эстрадного вокала, –М.:Изд. Планета музыки, 2008.
2. Риггс С., Как стать звездой, -М: Guitar College, 2005.
3. Гонтаренко Н. Б., Сольное пение: секреты вокального мастерства, -Ростов на
Дону: Феникс, 2008.
4. Исаева И. О., Эстрадное пение: экспресс курс развития вокальных
способностей, - М.: АСТ Астрель, 2006.
5. Карягина А., Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих, -М.:
Лань, 2008.
6. Охомуш Т.В. «Методика обучения эстрадному вокалу. Чистый голос».
Иваново, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».