Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.о.Саранск, ул.Васенко, д.3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
Исполнительская подготовка
Программа
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(АККОРДЕОН)
Срок обучения 1 год
Саранск 2021 г.
«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
« 31 » августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.
Разработчик: Авдонин Александр Владимирович – Заведующий отделением
народных инструментов, преподаватель по классу гитары Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная
школа №2»
Рецензент: Шибеев Сергей Александрович – Заслуженный работник культуры
РМ, директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детская музыкальная школа №2»
Рецензент: Милицина Ольга Викторовна – доцент кафедры художественного и
музыкального образования, кандидат педагогических наук МГПУ им. М.Е.
Евсевьева
Содержание
Пояснительная записка……………………………………..………………….3
Содержание учебного предмета………………..………………………..……7
Требования к уровню подготовки учащихся………………………………23
Формы и методы контроля, система оценок……………..………………...24
Методическое обеспечение учебного процесса…………………………….26
Список литературы и средств обучения ..............................................................29
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Аккордеон»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учётом
сложившихся педагогических традиций в области исполнительства в детских
школах искусств и методической целесообразности.
Учебный
дополнительной
предмет
«Музыкальный
общеразвивающей
инструмент.
программы
в
области
Аккордеон»
музыкального
искусства входит в обязательную часть учебного плана в предметную область
«Учебные предметы исполнительской подготовки».
Аккордеон
является
одним
из
самых
популярных
музыкальных
инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской
исполнительской практике. Разнообразный репертуар для аккордеона включает
музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую, народную.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе – развитие практических форм
музицирования на аккордеоне.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы для учащихся, поступивших в
детскую музыкальную школу в возрасте от 6 до 9 лет включительно
составляет 1 год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей
обучающихся в части методических рекомендаций и репертуарных списков.
Объем учебного времени
Недельная нагрузка по предмету составляет 2 часа в неделю.
Объем учебного времени предусмотрен учебным планом школы.
Общая трудоемкость составляет 140 часов (включая и самостоятельную
работу). Из них: аудиторные занятия 70 часов, внеаудиторная
(самостоятельная) работа 70 часов.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестаци
Затраты учебного времени
Годы обучения
1 год
Полугодия
1
2
Количество
недель
16
19
Аудиторные
занятия
32
38
70
Самостоятельная 32
работа
38
70
Максимальная
нагрузка
76
140
64
Всего часов
Основной формой учебной работы являются индивидуальные занятия
преподавателя с учащимся, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая
формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: создание условий для целостного художественно-эстетического
развития
личности
посредством
социализации,
интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
самореализации
Задачи:
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
приобретение обучающимися начальных, базовых художественнотворческих умений и навыков инструментального исполнительства;
формирование умения исполнять музыкальные произведения на
достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми и
жанровыми особенностями произведения;
развитие навыков публичного выступления;
оснащение системой знаний, умений и
деятельности,
обеспечивающих
в
своей
способов
музыкальной
совокупности
базу
для
дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального
самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (освоение приемов игры на инструменте);
эмоциональный
впечатления).
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
Структура программы учебного предмета
Структура программы включает в себя: пояснительную записку,
содержание предмета, требования к уровню подготовки обучающихся,
формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение
учебного предмета, список литературы.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета,
его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета,
объем учебного времени, цель, задачи предмета и методы обучения.
Раздел «Содержание учебного предмета» включает в себя учебнотематический план, требования по годам обучения.
Раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» - данный
раздел разработан в соответствии с «Рекомендациями по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств».
Раздел «Формы и методы контроля, система оценки» включает в
себя требования к организации и форме проведения текущего,
промежуточного и итогового контроля.
Методическое
обеспечение
учебного
процесса
содержит
методические рекомендации преподавателям, обоснование методов работы
по основным направлениям.
Список литературы включает в себя перечень нотной и методической
литературы.
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Для реализации программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон»»
материально-техническое обеспечение включает в себя:
учебные аудитории для мелкогрупповых занятий, оснащенные
необходимыми инструментами (в том числе фортепиано);
библиотечный фонд, укомплектованный необходимой нотной и
методической литературой, аудио- и видеозаписями.
Годовые требования
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
учащегося.
В
течение
года
происходит:
развитие
музыкально-слуховых
представлений и музыкально-образного мышления. Освоение основных
приёмов ведения меха: разжим и сжим. Формирование посадки, постановки
рук, развитие координации движений правой и левой руки. Освоение нотной
грамоты и чтение нот в пределах 1 октавы. Овладение различными
средствами артикуляции за счёт освоения основных видов штрихов: legato,
staccato, nonlegato. Развитие чувства ритма, точной интонации мелодии.
Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального
произведения.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8
музыкальных произведений: попевки, народные песни, пьесы танцевального
характера, ансамбли с педагогом.
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
знать:
устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатуры;
правила посадки и постановки рук;
основные способы звукоизвлечения;
основы ровного ведения меха;
общие аппликатурные закономерности;
элементарные музыкальные термины;
записи нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием
инструмента.
уметь:
ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах аккордеона;
различать характер музыки;
в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно
простые музыкальные произведения;
читать с листа одноголосные мелодии;
владеть навыками:
игры
основными приемами исполнения штрихов: legato, nonlegato,
staccato;
элементарными навыками ведения меха (плавно, ровно, активно).
Примерные репертуарные списки
Этюды
1.
Агафонов О. Этюд фа мажор (222)
2.
3.
Беренс Г. Этюд до мажор (219, 248, 222)
Талакин А. Этюд до мажор (222,248)
4.
Черни К. Этюд до мажор (219)
5.
Черни К. Этюд соль мажор (248)
6.
Шитте Л. Этюд фа мажор (222)
Детские песни
1.
Василек
2.
Веселые гуси
3.
Все уж птички прилетели
4.
Зайка
5.
Лошадка
6.
Пастушок
7.
Сорока
8.
Ходит зайка по саду
Обработки народных песен
1.
Русская народная песня «Ах, во саду, во саду»
2.
Русская народная песня«Белочка»
3.
Украинская народная песня«Веснянка»
4.
Немецкая народная песня «Времена года»
5.
Русская народная песня «Две тетери»
6.
Русская народная песня«Заинька»
7.
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
8.
Чешская народная песня «Кукушечка»
9.
Белорусская народная песня «Кума моя, кумочка»
10. Русская народная песня «Летал голубь»
11. Украинская народная песня «Лети, воробушек»
12. Русская народная песня «Не летай, соловей»
13. Белорусская народная песня «Перепелочка»
14. Украинская народная песня «По дороге жук, жук»
15. Украинская народная песня «Семейка»
16. Русская народная песня«Теремок»
17. Русская народная песня«У кота»
Пьесы
1.
Вебер К. Колыбельная
2.
ВекерленЖ. Городские часы
3.
Глюк К. Мелодия
4. Гурилев А. Песенка
5.
КрасевА.Белочка
6.
Красев А. Елочка
7.
Кудрин Б. Игра в прыгалку
8.
Майкапар Первые шаги
9.
РаухвегерМ. Воробей
10. Ребиков В. Птичка
11. Савельев Б. Дыбом шерсть
12. Тюрк Д. Баюшки-баю
13. ФиготинБ. Малыш
14. Филиппенко А. Подарок маме
15. Шиловский А. Я люблю тебя, как солнце
16. Калинников А. Журавель
17. Моцарт В. Азбука
18. Калинников А. Тень-тень
Ансамбли
1. Сорока-сорока
2. Два кота
3. Наша Москва
4. Марш футболистов
5. Ехал казак за Дунай
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебной программы по предмету «Музыкальный
инструмент.
Аккордеон»
общеобразовательной
дополнительной
программы
в
области
общеразвивающей
музыкального
искусства
является приобретение учащимися знаний, умений, навыков, в числе
которых:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков
игры на аккордеоне;
знание репертуара для аккордеона, включающего произведения разных
стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой
деятельности.
Формы и методы контроля. Система оценок.
Оценка
качества
реализации
предмета
является
составной
частью
содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Оцениваются
теоретические
знания,
выполнение
домашнего
задания,
грамотное
исполнение нотного текста (как наизусть, так и по нотам – для учащихся со
слабой исполнительской подготовкой), отношение ребёнка к занятиям, его
старание и прилежность, проявление самостоятельности, как на уроке, так и
во время домашней работы.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет (в
полугодии), на котором оценивается уровень развития и качество
усвоенного материала. Промежуточная аттестация проводится в счет
аудиторного времени.
Методическое обеспечение учебного процесса
Одногодичный срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, а
также продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя.
Программа использует методику преподавания, которая соответствует
возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, наглядность, доступность, а также
принципу единства художественного и технического развития.
Пристальное внимание уделить начальному этапу обучения донотному периоду. Сознательное изучение нотной грамоте начинается
только после данного периода. Педагог с первых уроков должен стремиться
ввести ребенка в новый для него мир художественных образов. Уже на
первых
занятиях
можно
практиковать
элементарное
совместное
музицирование.
Целью первых уроков является, не только проверка способностей, но и
их развитие. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой
– посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные
произведения,
разнообразные
по
форме
и
содержанию, но доступные по степени технической и образной сложности.
На первых же уроках познакомить учащегося с историей Аккордеона,
рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального
плана учащегося.
С первых уроков необходимо уделять внимание посадке учащегося и
положению инструмента во время игры. Правильная посадка и постановка
инструмента предопределяет успешное освоение исполнительской техники.
Особая забота преподавателя – выработать правильную постановку
рук. Очень важно также с первых шагов обучения прививать ученикам
четкие навыки ведения и смены меха.
Параллельно с формированием практических умений и навыков
учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе по слуху мелодии и аккомпанемента.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков. Звукоизвлечение на аккордеоне
складывается из двух неразрывных факторов: способа нажатия клавиши и
способа движения меха при постоянном слуховом контроле за качеством
звука.
Список литературы и средств обучения
Методическая литература
1. Акимов Ю., Гвоздев Б. Прогрессивная школа игры на баяне Ч.I. – М.:
Музыка, 1976.
2. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия
исполнителя-баяниста. – В кн.: Баян и баянисты. Вып. 4 – М.: Музыка 1978.
3. Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. – Сов.музыка, 1980.
– № 2.
4. Алексеев А. Педагог творческого поиска. – Сов.музыка, 1981.
5. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы
педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –
М., 1985.
6. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.:
«Музыка», 1974.
7. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М.: «Советский композитор»,
1973.
8. Бергер Ю. А. Современные концепции и методика обучения музыке. –
СПб.: Музыка, 2004.
9. Беринова М. О развитии творческих способностей ученика.– Л.,1961.
10. Берман Л. О художественной технике пианиста. – М., 1973.
11. Бойцова Г. Юный аккордеонист. – М., 1992.
12. Браудо И. А. Артикуляция. – Л.: «Музыка», 1973.
13. Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей./Ред.-сост. В. Натансон, Л.
Рошина. Вып.V. – М., 1984.
14. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей/Под общ. ред. В.
Натансона. Вып. I-IV. – М.,1963,1967, 1971, 1976.
15. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения. – В
кн.: Баян и баянисты Вып.1. – М.: Музыка, 1970.
16. Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста.
– В кн.: Методика обучения игре на народных инструментах. – Л.: Музыка,
1975.
17. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. – М.:
Музыка, 1974.
18. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов – В Кн.: Баян и
баянисты. Вып. 1. – М.: Музыка, 1984.
19. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум. – М.: Музыка,
2008.
20. Ищенко Н. Специальный инструмент (баян-аккордеон): Программа для
музыкальных вузов («Народные инструменты»). – Челябинск: ЧГАКИ, 2000.
21. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л., 1974.
22. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов
ведения меха баянистами. – В кн.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6.
– Л.: Музыка, 1985.
23. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога.
– В кн.: Баян и баянисты. Вып. 2. – М.: Музыка, 1974.
24. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1985.
25. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. – В кн.: Баян и баянисты.
Вып. 3. – М.: Музыка, 1977.
26. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. – Л., 1963.
27. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л., 1987.
28. Методические указания в помощь педагогам музыкальных школ. Центр.
Метод. кабинет по детскому муз. и художеств. образованию. – М., 1972.
29. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. – М.,
1967.
30. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX
конференции Международного общества по музыкальному воспитанию
(ИСИБ)/Отв. ред. Д.Б. Кабалевский. – М., 1973.
31. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора на слух. – М.: Музыка,
2002.
32. Оберюхтин М. Расчлененность музыки и смена направления движения
меха. – В кн.: Баян и баянисты Вып. 4. – М.: Музыка, 1978.
33. Потеряев Б. П. К вопросу об эффективности идеомоторной подготовки
баяниста-исполнителя. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004.
34. Потеряев Б. П. Предупреждение и преодоление проф. заболеваний рук
музыкантов в учебном процессе. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002.
35. Потеряев Б. П. Художественная техника баяниста. – Челябинск, ЧГАКИ,
2002.
36. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1975.
37. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. – М.:
Музыка, 1973.
38. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. – В кн.:
Баян и баянисты. Вып. 7. – М.: Музыка, 1987.
39. Шахов А. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян и
аккордеон). – М.: Кифара, 2004.
40. Ястребов Ю. Методические указания для педагогов ДМШ (первые шаги
обучения на баяне). – Челябинск: ЧГИИК, 1974.
Нотная литература
1. Аккордеон в музыкальной школе: Сборник пьес для 1-2 классов. Вып.4/
Сост. В. Алёхин. – М.: «Музыка», 1970.
2. Аккордеон в музыкальной школе: Сборник пьес для 1-3 классов. Вып.5/
Сост. С. Павин. – М.:«Музыка»,1970.
3. Аккордеон в музыкальной школе: Сборник пьес для 5 класса. Вып.6/
Сост. Ф. Бушуев. – М.:«Музыка»,1970.
4. Аккордеон в музыкальной школе: Сборник пьес для 1-5 классов.
Вып.8/Сост. П. Шашкин. – М.:«Музыка»,1971.
5. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 10/Сост.
С. Павин. - М.: «Музыка»,1972.
6. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 3-4 классов. Вып. 14/ Сост.
С. Павин. – М.:«Музыка»,1973.
7. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 1-2 классов. Вып. 16/ Сост.
С. Павин. – М.:«Музыка»,1974.
8. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 4-5 классов. Вып.21/ Сост.
С. Павин. – М.:«Музыка»,1975.
9. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 1-2 классов. Вып.24/ Сост.
В. Алехин. - М.: «Музыка»,1977.
10. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 4-5 классов. Вып.29/ Сост.
С. Павин. – М.:«Музыка»,1978.
11. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 1-2 классов. Вып.30/ Сост.
С. Павин. – М.:«Музыка»,1979.
12. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 1-2 классов. Вып.34/ Сост.
В. Грачев. – М.:«Музыка»,1980.
13. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 1-2 классов. Вып.44/ Сост.
Ф. Бушуев. – М.:«Музыка», 1983.
14. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 3-4 классов. Вып.45/ Сост.
Ф. Бушуев. – М.:«Музыка»,1983.
15. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 1-3 классов. Вып.47/ Сост.
С. Павин. – М.:«Музыка»,1984.
16. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 4-5 классов. Вып.52/ Сост.
М. Двилянский. – М.:«Музыка»,1986.
17. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 4-5 классов. Вып. 54/ Сост.
М. Двилянский. – М.:«Музыка», 1987.
18. Аккордеонисту-любителю. Вып.2/Сост. Е. Константиновский. –
М.:«Музыка», 1977.
19. Аккордеонисту-любителю. Вып. 6 / Сост.А.Бурмистров. – М.:«Музыка»,
1979.
20. Аккордеонисту-любителю. Вып.7 / Сост. Ф. Бушуев – М.:«Музыка»,
1980.
21. Аккордеонисту-любителю. Вып. 8/ Сост. С. Павин. – М.:«Музыка»,1980.
22. Аккордеонисту-любителю. Вып.9/ Сост. В. Грачев. – М.:«Музыка»,
1981.
23. Аккордеонисту-любителю. Вып.10/ Сост. С. Павин. – М.:«Музыка»,
1981.
24. Аккордеонисту-любителю. Вып. 11 / Сост. В. Бухвостов. –
М.:«Музыка», 1984.
25. Аккордеонисту-любителю. Вып. 14 / Сост. А. Крючков- М.: «Музыка»,
1987.
26. Аккордеонисту-любителю. Вып.15/ Сост. А. Черных. – М.:«Музыка»,
1987.
27. Аккордеонисту-любителю. Вып.20/ Сост. А.Талакин– М.:«Музыка»,
1990.
28. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.З. / Сост. С. Павин. –
М.:«Музыка», 1970.
29. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.З. / Сост. В. Машков. –
М.:«Музыка», 1971.
30. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.5/ Сост. В. Алехин. –
М.:«Музыка», 1973.
31. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 8/ Сост. С. Павин. –
М.:«Музыка», 1976.
32. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 10/ Сост. С. Рубинштейн. –
М.:«Музыка», 1978.
33. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.13/ Сост. А. Новиков. –
М.:«Музыка», 1980.
34. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 14/ Сост. М. Панкин. –
М.:«Музыка», 1981.
35. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 15/ Сост. Ф. Бушуев. –
М.:«Музыка», 1981.
36. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.16/ Сост. Ф. Бушуев. –
М.:«Музыка», 1982.
37. Альбом начинающего аккордеониста Вып. 18/ Сост. А. Талакин.–
М.:«Музыка», 1983.
38. Альбом
начинающего
аккордеониста.
Вып.20/
Сост.Е.Константиновский.– М.:«Музыка», 1984.
39. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.22/ Сост. М. Цыбулин. –
М.:«Музыка», 1985.
40. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.26/ Сост. В. Грачев. –
М.:«Музыка», 1986.
41. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 27/ Сост. М. Цыбулин. –
М.:«Музыка», 1987.
42. Альбом начинающего аккордеониста Вып. 34/ Сост. А. Крючков.–
М.:«Музыка», 1992.
43. Альбом начинающего баяниста. Вып. 20 / Сост. А. Чиняков. –
М.:«Музыка»,1979.
44. Альбом
начинающего
баяниста.Вып21/Сост.А.Чиняков.М.:«Музыка»,1980.
45. Альбом начинающего баяниста. Вып.25/ Сост. А. Бурмистров. – М.:
«Музыка», 1981.
46. Альбом начинающего баяниста. Вып.28/ Сост. А. Бурмистров. –
М.:«Музыка»,1983.
47. Альбом для детей: Произведения для аккордеона. Вып.1/Сост. Ф.
Бушуев, С. Павин. – М.: «Музыка», 1986.
48. Альбом для детей: Произведения для аккордеона. Вып.2/ Сост. Ф.
Бушуев, С. Павин. – М.: «Музыка», 1987.
49. Альбом для детей и юношества. Аккордеон или баян / сост. М.
Двилянский. – М.: «Музыка», 2001.
50. Аккордеон. Хрестоматия. 1-3 классы детской музыкальной школы.
Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни/ Сост. Мотов В., Шахов В. – М.:
«Кифара», 2003.
51. Бажилин Р.Н. Детский альбом для аккордеона / Р. Н. Бажилин. – М.:
Издательство Владимира Катанского, 2002.
52. Бажилин Р. Н. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной
музыки / Р. Н. Бажилин.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
53. Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне / Р. Н. Бажилин. – М.:
Издательство Владимира Катанского, 2002.