Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г.о.Саранск ул.Васенко д.3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
Исполнительская подготовка
Программа
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(БАЯН)
Срок обучения 1 год
Саранск 2021 г.
«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
« 31 » августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.
Разработчик: Авдонин Александр Владимирович – Заведующий
отделением народных инструментов, преподаватель по классу гитары
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
Рецензент: Шибеев Сергей Александрович – Заслуженный работник
культуры
РМ,
директор
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2»
Рецензент: Милицина Ольга Викторовна – доцент кафедры художественного
и музыкального образования, кандидат педагогических наук МГПУ им. М.Е.
Евсевьева
Содержание
Пояснительная записка……………………………………..………………….3
Содержание учебного предмета………………..………………………..……7
Требования к уровню подготовки учащихся………………………………18
Формы и методы контроля, система оценок……………..………………...18
Методическое обеспечение учебного процесса…………………………….20
Список литературы и средств обучения ..............................................................23
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Баян»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области
искусств»,
направленных
письмом
Министерства
культуры
Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с
учётом сложившихся педагогических традиций в области исполнительства в
детских школах искусств и методической целесообразности.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент. Баян» дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства входит в
обязательную часть учебного плана в предметную область «Учебные
предметы исполнительской подготовки».
Баян
является
одним
из
самых
популярных
музыкальных
инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской
исполнительской практике. Разнообразный баянный репертуар включает
музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую, народную. Формирование навыков игры на баяне позволяет
учащимся
в
дальнейшем
самостоятельно
осваивать
музыкальный
инструмент, являющийся «родственником» баяна – аккордеон.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических
форм музицирования на баяне.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы для учащихся, поступивших в
детскую школу искусств в возрасте от 6 до 9 лет включительно
составляет 1 год. Программа составлена с учетом возрастных
особенностей обучающихся в части методических рекомендаций и
репертуарных списков.
Объем учебного времени
Недельная нагрузка по предмету составляет 2 часа в неделю.
Объем учебного времени предусмотрен учебным планом школы.
Общая трудоемкость составляет 140 часов (включая и самостоятельную
работу). Из них: аудиторные занятия 70 часов, внеаудиторная
(самостоятельная) работа 70 часов.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестаци
Затраты учебного времени
Годы обучения
1 год
Полугодия
1
2
Количество
недель
16
19
Аудиторные
занятия
32
38
70
Самостоятельная 32
работа
38
70
Максимальная
нагрузка
76
140
64
Всего часов
Основной формой учебной работы являются индивидуальные
занятия
преподавателя
индивидуальных
и
с
учащимся,
мелкогрупповых
(от
возможно
2-х
чередование
человек)
занятий.
Индивидуальная
и
мелкогрупповая
формы
занятий
позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: создание условий для целостного художественно-эстетического
развития
личности
посредством
социализации,
самореализации
интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Задачи:
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
приобретение обучающимися начальных, базовых художественнотворческих умений и навыков инструментального исполнительства;
формирование умения исполнять музыкальные произведения на
достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми и
жанровыми особенностями произведения;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (освоение приемов игры на инструменте);
эмоциональный
впечатления).
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
Структура программы учебного предмета
Структура программы включает в себя: пояснительную записку,
содержание предмета, требования к уровню подготовки обучающихся,
формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение
учебного предмета, список литературы.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета,
его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета,
объем учебного времени, цель, задачи предмета и методы обучения.
Раздел «Содержание учебного предмета» включает в себя учебнотематический план, требования по годам обучения.
Раздел «Требования к уровню подготовки учащихся» - данный
раздел разработан в соответствии с «Рекомендациями по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств».
Раздел «Формы и методы контроля, система оценки» включает в
себя требования к организации и форме проведения текущего,
промежуточного и итогового контроля.
Методическое
обеспечение
учебного
процесса
содержит
методические рекомендации преподавателям, обоснование методов работы
по основным направлениям.
Список литературы включает в себя перечень нотной и методической
литературы.
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Для реализации программы «Музыкальный инструмент. Баян»»
материально-техническое обеспечение включает в себя:
учебные аудитории для мелкогрупповых занятий, оснащенные
необходимыми инструментами (в том числе фортепиано);
библиотечный фонд, укомплектованный необходимой нотной и
методической литературой, аудио- и видеозаписями.
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся. Данная программа предполагает
достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на
развитие интересов самого учащегося.
В
течение
года
происходит:
развитие
музыкально-слуховых
представлений и музыкально-образного мышления. Освоение основных
приёмов ведения меха: разжим и сжим. Формирование посадки, постановки
рук, развитие координации движений правой и левой руки. Освоение нотной
грамоты и чтение нот в пределах 1 октавы. Овладение различными
средствами артикуляции за счёт освоения основных видов штрихов: legato,
staccato, nonlegato. Развитие чувства ритма, точной интонации мелодии.
Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального
произведения.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10
музыкальных произведений: народные
характера, ансамбли с педагогом.
песни,
пьесы
танцевального
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
знать:
устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатуры;
правила посадки и постановки рук;
основные способы звукоизвлечения;
основы ровного ведения меха;
общие аппликатурные закономерности.
элементарные музыкальные термины;
записи
нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием
инструмента
уметь:
ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах баяна;
различать характер музыки;
в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно
простые музыкальные произведения;
исполнять несложные мелодии в ансамбле с педагогом.
владеть навыками:
игры
основными приемами исполнения штрихов:legato, nonlegato,
staccato;
элементарными навыками ведения меха (плавно, ровно, активно).
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Беренс Г. «Этюд» C-dur
Детские песенки «Лошадка», «Василек»
Украинская народная песня «Веселый сапожник»
2 вариант
Гурлитт К. «Этюд» C-dur
Шаинский В. «Песенка про кузнечика» Русская
народная песня «Как на тоненький ледок»
3 вариант
Моцарт В. «Азбука» Кабалевский Д.
«Маленькая полька»
Украинская народная песня «По дороге жук, жук»
Примерный репертуарный список
1.Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
2.Русская народная песня «Василек»
3.Украинская народная песня «Бандура»
4.Белорусская народная песня «Перепелочка»
5.Беренс Г. « Этюд» C-dur
6.Гедике А.«Заинька»
7.Гурилев А. «Песенка»
8.Кабалевский Д. «Маленькая полька»
9.Калинников В. «Журавель»
10.Моцарт В. «Азбука»
11.Филиппенко А. «Подарок маме»
Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения учебной программы по предмету «Музыкальный
инструмент. Баян» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства является приобретение
учащимися знаний, умений, навыков, в числе которых:
владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно
использовать их на практике;
умение исполнять произведение в характере, соответствующем данному
стилю и эпохе;
умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
владение навыками игры в ансамбле.
Формы и методы контроля. Система оценок.
Оценка
качества
реализации
предмета
является
составной
частью
содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Оцениваются
теоретические
знания,
выполнение
домашнего
задания,
грамотное
исполнение нотного текста (как наизусть, так и по нотам – для учащихся со
слабой исполнительской подготовкой), отношение ребёнка к занятиям, его
старание и прилежность, проявление самостоятельности, как на уроке, так и
во время домашней работы.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет (в
полугодии), на котором оценивается уровень развития и качество
усвоенного материала. Промежуточная аттестация проводится в счет
аудиторного времени.
Методическое обеспечение учебного процесса
Одногодичный срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, а
также продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя.
Программа использует методику преподавания, которая соответствует
возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, наглядность, доступность, а также
принципу единства художественного и технического развития.
Пристальное внимание уделить начальному этапу обучения донотному периоду. Сознательное изучение нотной грамоте начинается
только после данного периода. Педагог с первых уроков должен стремиться
ввести ребенка в новый для него мир художественных образов. Уже на
первых
занятиях
можно
практиковать
элементарное
совместное
музицирование.
Целью первых уроков является, не только проверка способностей, но и
их развитие. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой
– посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные
произведения,
разнообразные
по
форме
и
содержанию, но доступные по степени технической и образной сложности.
На первых же уроках познакомить учащегося с историей баяна, рассказать о
выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального
плана учащегося.
С первых уроков необходимо уделять внимание посадке учащегося и
положению инструмента во время игры. Правильная посадка и постановка
инструмента предопределяет успешное освоение исполнительской техники.
Особая забота преподавателя – выработать правильную постановку
рук. Очень важно также с первых шагов обучения прививать ученикам
четкие навыки ведения и смены меха.
Параллельно с формированием практических умений и навыков
учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе по слуху мелодии и аккомпанемента.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха
и
музыкально-игровых
навыков.
Звукоизвлечение
на
баяне
складывается из двух неразрывных факторов: способа нажатия клавиши и
способа движения меха при постоянном слуховом контроле за качеством
звука.
Список литературы и средств обучения
Методическая литература
1. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия
исполнителя – баяниста – В кн.: Баян и баянисты. Вып. 4/ Ю. Акимов, В.
Кузовлев. – М.: Музыка 1978. – 30 с.
2. Бергер Ю.А. «Современные концепции и методика обучения музыке»/ Ю.
А. Бергер. – СПб. : Музыка, 2004. – 52 с.
3. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения – В
кн.: Баян и баянисты. Вып. 1 / П. Гвоздев. – М.: Музыка, 1970. – 67 с.
4. Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста –
В кн.: Методика обучения игре на народных инструментах / П. Говорушко. –
Л.: Музыка, 1975. – 109 с.
5. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне / Б.
Егоров. – М.: Музыка,1974. – 39 с.
6. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов – В кн.: Баян и
баянисты. Вып. 1 / Б. Егоров. – М.: Музыка, 1984. – 37 с.
7. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне – В кн.:
Баян и баянисты. Вып.2 / Б. Егоров. – М.: Музыка, 1974. – 40 с.
8. Ильина Е.Р. «Музыкально-педагогический практикум» / Е.Р.Ильина. –
М.: Музыка, 2008. – 42 с.
9. Ищенко Н.Специальный инструмент (баян-аккордеон): Программа для
музыкальных вузов («Народные инструменты») / Н. Ищенко. – Челябинск :
ЧГАКИ, 2000. – 25 с.
10. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов
ведения меха баянистами – В Кн.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6
/ А. Крупин. – Л. : Музыка, 1985. – 32 с.
11. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога –
В кн.: Баян и баянисты. Вып.2 / В. Кузовлев. – М.: Музыка, 1974. – 43 с.
12. Липс Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Липс. – М.: Музыка, 1985. – 200 с.
13. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях/Ф.Липс. – В кн.: Баян и
баянисты. Вып.3 – М. : Музыка, 1977. – 13 с.
14. Мотов В., Шахов, Г. «Развитие навыков подбора на слух»/В.Мотов, Г.
Шахов.– М.: Музыка, 2002. – 14 с.
15. Оберюхтин М. Расчлененность музыки и смена направления движения
меха – В Кн.: Баян и баянисты. Вып. 4 / М. Оберюхтин. – М. : Музыка, 1978.
– 43 с.
16. Потеряев Б. П. К вопросу об эффективности идеомоторной подготовки
баяниста-исполнителя / Б. П. Потеряев. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. 34 с.
17. Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне /
Н. Ризоль. – М.: Музыка, 1977. – 77 с.
18. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово – выборном
баяне / А. Сурков. – М.: Музыка 1979. – 121 с.
19. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога/ М.
Фейгин. – М.: Музыка, 1973. – 205 с.
20. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией – в кн.:
Баян и баянисты. Вып. 7 / А. Чернов. – М. : Музыка, 1987. – 126 с.
21. Шахов А. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян и
аккордеон)/ А.Шахов. – М.: Кифара, 2004. – 65 с.
22. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе
баяна/ Г. Шахов. – М.: Музыка, 1987. – 131 с.
23. Ястребов Ю. «Методические указания для педагогов ДМШ (первые шаги
обучения на баяне) / Ю.Ястребов. – Челябинск: ЧГИИК, 1974. – 15 с
Нотная литература
1. Агафонов О. Самоучитель игры на баяне / О. Агафонов – М.: Музыка,
2004. – 108 с.
2. Алексеев И., Корецкий, Н. Баян. Учебное пособие / И. Алексеев, Н.
Корецкий. – Киев: «Музична Украина», 2005. – 177 с.
3. Альбом для детей и юношества. Хрестоматия современного репертуара
баяниста (аккордеониста). / Ред.-сост. Ф. Липс. – М.: Музыка, 2012. – 172 с.
4. Амадео Ф. Семь французских вальсов / Ф. Амадео. – Курган: Мир нот,
2005. – 17 с.
5. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне) / Р. Бажилин. – М.:
Издательство В. Катанского, 2002. – 113 с.
6. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне / Р. Бажилин. – М.: Издательство В.
Катанского, 2008. – 209 с.
7. Бакиров Р. Юный баянист / Р. Бакиров. – Магнитогорск: АРС-Экспресс,
2004. – 95 с.
8. Баян II класс ДМШ. Учебный репертуар для учеников II класса ДМШ /
Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий. – Киев, 1983. – 160 с.
9. Баян. Хрестоматия. 1-3 классы ДМШ Пьесы. Этюды. Ансамбли. Народные
песни. Сонатины и вариации. Полифонические пьесы / Сост. Д. Самойлов.–
М.: Кифара, 2007. – 128 с.
10. Бесфамильнов В., Брызгалин В. Быстрые пальчики Новые виртуозные
пьесы для баяна и аккордеона / В. Бесфамильнов, В. Брызгалин – Курган:
Мир нот, 2002. – 43 с.
11. Бланк С. 12 пьес и одна сюита. Аккордеон, баян / С. Бланк. – Ростов-наДону: РГК, 2001. – 32 с.
12. Брызгалин В. Шесть русских песен. Вып. 3 / В. Брызгалин. – Курган:
Мир нот, 1999. – 24 с.
13. Брызгалин В. Первая полифоническая школа для баянистов и
аккордеонистов. Тетрадь 1, ред. М. Имханицкий / В. Брызгалин. – Курган:
Мир нот, 2001. – 86 с.
14. Брызгалин В. Я играю на баяне. Репертуарно-методический сборник / В.
Брызгалин. – Курган: Мир нот, 1995. – 90 с.
15. Девольдре А. Импульс. Французские вальсы – мюзеты для баяна и
аккордеона/ А. Девольдре. – Курган: Мир нот, 2008.. – 18 с.
16. Дербенко Е. Русский калейдоскоп. Вып. 7 Пьесы для баяна и
аккордеона/ Сост. В. Брызгалин. – Курган: Мир нот, 2003. – 49 с.
17. Дербенко, Е. Мистер шлягер Классические пьесы для дуэта баянистов и
аккордеонистов / Е. Дербенко. – Курган: Мир нот, 2005. – 33 с.
18. Дербенко, Е. Гармонь, баян, аккордеон. Тетрадь 6 / Е. Дербенко. –
Курган: Мир нот, 2005. – 19 с.
19. Дербенко, Е. Гармонь, баян, аккордеон. Тетрадь 4 / Е. Дербенко. –
Курган: Мир нот, 2005. – 17 с.
20. Дербенко, Е. Гармонь, баян, аккордеон. Тетрадь 1 / Е. Дербенко. –
Курган: Мир нот, 2002. – 17 с.
21. Дербенко, Е. Две виртуозные пьесы для баяна / Е. Дербенко. – Курган:
Мир нот, 2004. – 14 с.
22. Дербенко, Е. Ученик на эстраде / Е. Дербенко. – Курган : Мир нот, 2006.
– 12 с.
23. Доренский, А. Этюды для баяна 5 ступеней мастерства. I ступень / А.
Доренский. – Ростов-на-Дону, 2000. – 50 с.
24. Кончаловская, Н. Нотная азбука / Н. Кончаловская. – Киев: Музична
Укранина, 1997. – 49 с.
25. Любимая классика в простом переложении для баяна и аккордеона/
Сост. Е. Левин. – М.: Феникс, 2013. – 96 с.
26. Малыгин, Н. «Три детские сюиты» (для готово-выборного баяна) Вторая
редакция / Н. Малыгин. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 30 с.
27. Осипов, В. Этюды для баяна / В. Осипов. – Екатеринбург, 2001. – 47 с.
28. Педагогический репертуар баяниста 1-2 класс. Вып. 1/ Сост. И. Бойко. –
Ростов-на-Дону, 2000. – 34 с.
29. Самойлов, Д. 15 уроков игры на баяне / Д. Самойлов. – М.: Кифара, 2004
– 96 с.
30. Судариков, А. Основы начального обучения игре на баяне / А.
Судариков. – М.: Советский композитор, 1978. – 74 с.
31. Судариков, А. Альбом для детей. Баян, аккордеон Обработки народных
мелодий / А. Судариков. – М.: Музыка, 2009. – 44 с.
32. Татарников, Н. Музыкальный сборник / Н. Татарников. – Касли: Крокус,
2005. – 50 с.
33. Хрестоматия баяниста Старшие классы ДМШ Этюды / Сост.
А.Судариков. – М., 2001
34. Хрестоматия баяниста. Мл. кл. ДМШ. Вып. 1. Пьесы / Сост. А.
Крылусов. – М.: Музыка, 2010. – 76 с.
35. Хрестоматия баяниста. Мл. кл. ДМШ. Вып. 2. Пьесы / Сост. А.
Крылусов. – М.: Музыка, 2010. – 80 с.
36. Хрестоматия баяниста. Ч. 1. Ст. классы ДМШ. Пьесы / Сост. В. Грачев,
В. Петров. – М.: Музыка, 2010. – 72 с.
37. Хрестоматия баяниста. Ч. 2. Ст. классы ДМШ. Пьесы / Сост. В. Грачев,
В. Петров. – М.: Музыка, 2010 – 72 с.
38. Хрестоматия баяниста. Этюды / Сост. А.Судариков: Учеб. для ДМШ. –
М.: Музыка, 2010. – 72 с.
39. Шпак, А. Детская сюита для выборного баяна / А. Шпак. – Владивосток,
2000. – 25 с.
40. Юный аккордеонист Учебный репертуар. 1-3 класс ДМШ / Сост. Р.
Бакиров. – Магнитогорск, 1994. – 49 с.