Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г.о.Саранск, ул.Васенко, д.3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
Исполнительская подготовка (для специалистов)
Программа
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(ДОМРА)
Срок обучения 1 год
Саранск 2021 г.
«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
« 31 » августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.
Разработчик: Авдонин Александр Владимирович – Заведующий
отделением народных инструментов, преподаватель по классу гитары
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
Рецензент:
культуры
Шибеев Сергей Александрович – Заслуженный работник
РМ,
директор
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2»
Рецензент: Милицина Ольга Викторовна – доцент кафедры художественного
и музыкального образования, кандидат педагогических наук МГПУ им. М.Е.
Евсевьева
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература
- Учебно-методическая литература
- Методическая литература
I.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на домре в
детских школах искусств.
Домра – широко известный музыкальный инструмент, используемый в
профессиональной и любительской исполнительной практике. Богатый
домровый репертуар включает обработки народных песен, музыку разных
стилей и эпох, в том числе классическую и популярную.
Формирование навыков игры на домре позволяет учащимся в
дальнейшем самостоятельно осваивать родственные музыкальные
инструменты (балалайка, гитара, различные старинные струнные
инструменты).
Предлагаемая программа рассчитана на срок обучения 1 год.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 - 9 лет.
Даная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра)»
составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В
целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной
нагрузки может быть увеличен.
Форма проведения учебных занятий – индивидуальная, что позволяет
осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся,
отличающихся по возрасту, музыкальным данным и другим индивидуальным
особенностям.
Уроки по предмету «Музыкальный инструмент» включает
разнообразные формы работы: сольное исполнение произведений, эскизное
освоение материала, чтение с листа. Методика построения урока учитывает
индивидуальные возможности учащихся.
Важнейшими факторами, способствующими правильной организации
учебного процесса, успешному развитию музыкально-исполнительских
данных учащихся является планирование учебной работы и глубоко
продуманный выбор учебного материала. Репертуар ученика должен быть
разнообразнее по содержанию, стилю, форме, фактуре. При подборе
репертуара педагог должен руководствоваться принципом постепенности и
последовательности. Предполагается, что в работе над репертуаром педагог
должен добиваться различной степени завершенности исполняемого
учеником музыкального произведения, учитывая, что одни из них
подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в классе,
третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в
индивидуальном плане ученика.
Постоянное внимание педагог должен уделять вопросам посадки,
постановки
игрового
аппарата,
освоению
различных
способов
звукоизвлечения, приемов игры и штрихов. Следует также познакомить
ученика с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.
Домра, как сольный инструмент, пользуется большой популярностью и
любовью. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального
материала: обработки народных песен, старинные и современные романсы,
популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в
форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны
другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы
завершения обучения образовательное учреждение вправе применять
индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент (Домра)» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных
занятий обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестаци
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
нагрузка
Затраты учебного времени
Всего часов
1 год
1
16
2
19
32
38
70
32
38
70
64
76
140
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмет. Общая
трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (Домра)» при
данном сроке обучения составляет 140 часов. Из них: 70 часов – аудиторные
занятия, 70 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития музыкальнотворческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование
практических умений и навыков игры на домре, устойчивого интереса к
самостоятельности в области музыкального искусства, овладение знаниями и
навыками, позволяющими воспринимать и исполнять на домре произведения
различных жанров и форм.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (домра)» являются:
- ознакомление детей с домрой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе – развитие практических
форм музицирования на домре, в том числе, чтение с листа, подбора по
слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
объяснительно-иллюстративный
(педагог
играет
произведение
разучиваемое учеником и попутно объясняет);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественное
впечатление);
- репродуктивный – повторение учеником игровых приемов по образцу
учителя.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Музыкальный
инструмент (домра)» должны иметь площадь не менее 9 кв. метров, наличие
фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы
условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно
обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных
инструментов (домр), так необходимых для самых маленьких учеников.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам
и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора
дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Календарные
сроки
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Темы и содержание занятий
1.Упражнения без инструмента, направленные на освоение
движений, используемых в дальнейшем на домре.
2.Посадка, постановка игрового аппарата.
3.Освоение приема игры пиццикато большим пальцем.
4.Игра легких пьес на открытых струнах приемом pizz.
1.Развитие техники pizz.
2. Освоение приема звукоизвлечения медиатором.
3. Игра легких пьес в ансамбле с учителем.
4.Постановка пальцев левой руки.
1.Работа над освоением приема игры «тремоло».
2.Игра упражнений однооктавных гамм: C dur, G dur.
3.Чтение нот с листа.
4.Игра пьес на фольклорной основе, детских песен.
1.Освоение мажорных и минорных тетрахордов.
Знакомство с основой динамики – f, mf.
2.Чтение нот с листа.
3.Контроль над свободой исполнительского аппарата.
4.Произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов.
Кол-во
часов
16
16
22
16
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
Первый год обучения:
Упражнения без инструмента.
Знакомство с инструментом.
Посадка, постановка игрового аппарата.
Освоение нотной грамоты и чтение нот в I, II позициях.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на инструменте,
освоение игры медиатором.
Знакомство с основой динамики – f, mf.
Упражнения на развитие координации.
В течение года обучения педагог должен проработать с учеником 10-15
музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального
характера, этюды, ансамбли с педагогом.
Рекомендуемые упражнения и этюды:
Упражнение «Мячик».
Упражнение «Молоточки».
Упражнение на перемещение руки вдоль грифа.
В.Родионов Этюд.
Н.Бакланова Этюд.
Ансамбли:
Е.Бекман «Елочка».
А.Рябов «Бьют часы».
В.Шаинский «В траве сидел кузнечик».
Р.н.п. «Летал голубь, летал сизый».
Р.н.п. «Поет, поет соловушка».
Ук.н.п. «Казав мени батька».
Примерные исполнительские программы:
Вариант 1: Н.Метлов «Паук и мухи».
Р.н.п. «Не летай, соловей» обр. А.Киркора.
В.Родионов Этюд.
Вариант 2: М.Красев «Веселые гуси».
Т.Пивкина «Колыбельная».
Р.н.п. «На горе-то калина» обр. В.Тарнопольского.
Вариант 3: И.Гайдн Песня.
М.Глинка «Гуде витер вельмы в поли».
Р.н.п. «Катенька веселая» обр. М.Балакирева.
По окончании года обучения сформированы следующие знания,
умения, навыки.
Учащийся: - знает строение инструмента;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает правильную постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (переменный удар);
- играет небольшие пьесы в I, II позициях.
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение
художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения
должен:
• знать основные исторические сведения об инструменте;
• знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их
применять при необходимости;
• знать оркестровые разновидности инструмента домра;
• знать основы музыкальной грамоты;
• знать основные средства музыкальной выразительности (тембр,
динамика, штрих, темп и т. д.);
• знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный,
симфонический и т. д.);
• знать функциональные особенности строения частей тела и уметь
рационально использовать их в работе игрового аппарата;
• уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными
произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на
освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над
художественным произведением;
• иметь навык игры по нотам;
Реализация программы обеспечивает:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
• комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая
включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции,
интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной
и мелкой техники;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности домры для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
•
знание художественно-исполнительских возможностей домры;
•
знание музыкальной терминологии;
• наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
• навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах,
мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных
видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например,
промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один
раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Срок реализации программы один год учебного предмета позволяет:
перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить
самостоятельные занятия, музицировать для себя.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность,
наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных
психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих
учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи
с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки,
сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки,
концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце
учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении
индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные
особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо
включать произведения, доступные по степени технической и образной
сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю,
жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников
обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на домре является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного
инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их
выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и
техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в
зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа,
разучивание до уровня показа на контрольном уроке).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо
научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику
выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче
произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится
изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично
звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов
зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в
которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности данного инструмента - домры.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для
достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать,
находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической
литературы. Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой
области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям
других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 3 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы начального и основного общего образования, с опорой на
индивидуальные способности ученика.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя
из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это
примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа
более легких произведений.
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература:
1.Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М.,
2006
2. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
3. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург,
2002
4. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986
5. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988
6. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков A.M., 1996
7. Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В.М., 1984
8. Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В.М., 1985
9. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1987
10. Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969
11. Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин СМ., 1970
12. Альбом начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Фурмин СМ., 1971
13. Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин СМ., 1972
14. Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин СМ., 1973
15. Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин СМ., 1975
16. Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин СМ., 1975
17. Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин СМ., 1976
18. Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин СМ., 1977
19. Альбом начинающего домриста. Вып. 10/ Составитель Фурмин СМ., 1978
20. Альбом начинающего домриста. Вып. 11/ Составитель Фурмин СМ., 1979
21.Альбом начинающего домриста. Вып.12/ Составитель Фурмин СМ., 1980
22. Альбом начинающего домриста. Вып. 13/ Составитель Фурмин СМ., 1981
23. Альбом начинающего домриста. Вып.14/ Составитель Фурмин СМ., 1983
24. Альбом начинающего домриста. Вып. 15/ Составитель Фурмин СМ., 1984
25. Альбом начинающего домриста. Вып. 16/ Составитель Фурмин СМ., 1985
26. Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин СМ., 1986
27. Альбом начинающего домриста. Вып. 18/ Составитель Фурмин СМ., 1987
28. Альбом ученика - домриста. Вып. 1. / Составители Герасимов В.,
Литвиненко С.Киев, 1971
29. Альбом ученика - домриста. Вып. 2. / Составители Герасимов В.,
Литвиненко С. Киев, 1973
30. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000
31. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
32. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М.,
1996
33. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960
34. Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960
35. Библиотека домриста. Вып. 40, М., 1961 Библиотека домриста. Вып. 44,
М., 1961
36. Библиотека домриста. Вып. 51, М., 1962
37. Библиотека домриста. Вып. 53, М.,1962
38. Библиотека домриста. Вып. 58, М., 1962
39. Библиотека домриста. Вып. 59, М.,1963
40. Библиотека домриста. Вып. 61, М., 1963
41. Библиотека домриста. Вып. 62, М., 1963
42. Библиотека домриста. Вып. 65, М., 1964
43. Библиотека домриста. Вып. 68, М., 1964
44. Библиотека домриста. Вып. 74, М.,1965
46.Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963
47. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры
на домре. Екатеринбург, 1995
48.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996
49.Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. СПетербург, 2002
50.Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
51. Домристу - любителю. Вып. 1/Составитель Дроздов М.М., 1977
52. Домристу - любителю. Вып.2. М., 1978
53. Домристу - любителю. Вып.3 /Составитель Шелмаков И.М., 1979
54. Домристу - любителю. Вып.4. М., 1980
54. Домристу - любителю. Вып.5. М., 1981
55. Домристу - любителю. Вып.6. М., 1982
56. Домристу - любителю. Вып.7. М., 1983
57. Домристу - любителю. Вып.8. М., 1984
58. Домристу - любителю. Вып.9. М., 1985
59. Домристу - любителю. Вып. 10. М., 1986
60. Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М.,
2002
61. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998
62.3накомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров A.M., 1969
63.Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов A.M., 1970
64. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста.
Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003
65.Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983
2. Учебно - методическая литература
1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003
4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на
трехструнной домре. М., 2003
5.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986
3.Методическая литература
1.Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая
разработка
для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988
3.Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В
сб. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах.
Вып. 74. М., 1984
5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка
для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ.
Составитель Терликова Л. М., 1989
6. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы
педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95.
М., 1987
7. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ
искусств г. Санкт - Петербурга
9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка
для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988
10. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ.
Составитель Франио Г.С., 1989
11. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968
12. Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
13. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика
обучения игре на народных инструментах. Л., 1975