Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.о. Саранск, ул. Васенко, д.3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
«ФОРТЕПИАНО»
Срок обучения 1 год
Саранск 2021г.
«Одобрено»
Педагогическим советом МБУДО
«ДМШ № 2»
«Утверждаю»
Директор МБУДО «ДМШ № 2»
______________
С.А.Шибеев
« 31 » августа 2021 г.
« 01 » сентября 2021 г.
Приказ № 86-ОД от 01.09.2021 г.
Разработчик:
Малышева
Людмила
Константиновна
–
заведующий
фортепианным отделением, преподаватель по классу фортепиано Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа
№2»
Рецензенты: Милицина Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук,
доцент кафедры художественного и музыкального образования Мордовского
Государственного Педагогического университета им. М.Е. Евсевьева.
Горина Клара Петровна – Заслуженный работник культуры РМ, преподаватель по
классу фортепиано МБУДО «ДМШ №2»
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
- цели и задачи образовательной программы «Фортепиано»;
- организация учебного процесса образовательной программы «Фортепиано»
2. Планируемые результаты освоения образовательной программы
3. Учебный план
4. График образовательного процесса
5. Содержание Программы учебного предмета «Фортепиано»
6. Система и критерии оценок.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
8.Список используемой литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Фортепиано» разработана с учётом «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств». Осуществляется Муниципальным бюджетным
учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»
г. о. Саранск (далее – Школа).Разработана Школой самостоятельно с учётом кадрового
потенциала, материально-технических условий и региональных особенностей.
Цели общеразвивающей образовательной программы «Фортепиано»
Целью общеразвивающей образовательной программы «Фортепиано» является
музыкально – эстетическое развитие детей, расширение музыкального кругозора
детей, воспитание музицирующих любителей музыки.
Целью этой программы является также формирование у детей художественного
вкуса, практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи общеразвивающей образовательной программы «Фортепиано»
- обучающие:
- формирование навыков игры на фортепиано и подготовка учащихся к
самостоятельному творчеству и музицированию;
- получение учащимися музыкального образования;
- приобретение исполнительских навыков игры на фортепиано;
- передача ученику знаний, умений, приёмов игры на инструменте;
- организация учебного процесса, создание благоприятных условий для творчества;
- умение грамотно читать нотный текст;
- обогащение учащихся знаниями в области музыкального исполнительства;
- обучение навыкам игры в ансамбле.
- развивающие:
- организация внеурочной воспитывающей деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов учащихся;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- развитие художественно-образного мышления;
- формирование музыкально-интеллектуальных качеств;
- воспитание у учащихся интереса к занятиям музыкой;
- формирование образного мышления и эмоционального восприятия музыки;
- расширение музыкального кругозора (посещение концертов профессиональных
музыкантов).
- воспитательные:
- формирование личности юного музыканта - участие в различных концертах,
конкурсах, фестивалях, родительских собраниях;
- воспитание грамотных слушателей.
Учебная программа ориентирована на:
- индивидуальный подход и развитие природных способностей учащихся;
- техническую и художественную доступность с учетом возрастных способностей
учащихся;
- последовательность и наглядность (от простого к сложному) в обучении;
- активность - максимальное участие учащегося в учебной деятельности.
Актуальность:
-формирование общей культуры учащихся, эстетического вкуса у учащихся;
-привлечение наибольшего количества детей к музыкальному образованию;
-развитие целеустремленности, трудолюбия в обучении;
-выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности
самовыражения через творчество;
Педагогическая целесообразность:
- Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный
подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и
организовать учебный процесс с учетом индивидуальных, возрастных и музыкальных
способностей учащихся.
- занятия на фортепиано способствуют приобщению к мировому и национальному
культурному наследию.
Возраст обучающихся: программа предназначена для обучения детей школьного
возраста – от шести лет.
Особенности набора: свободный. При наборе учитываются музыкальные
данные(интонация, слух, ритм, память) и физические данные поступающих и даются
рекомендации по выбору музыкального инструмента с учетом пожеланий ребенка и
его родителей.
Срок реализации:1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: в соответствии с учебным планом.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные)
занятия.
Формы организации занятий:
- индивидуальные занятия (специальность
- мелкогрупповые занятия - от 2 до 10 человек.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения общеразвивающей программы «Фортепиано»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
В области музыкально-творческой (исполнительской) подготовки:
-навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое
исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-навыков публичных выступлений.
В области историко-теоретической подготовки:
-знаний основ музыкальной грамоты;
-знаний, умений и навыков в области элементарной теории музыки;
-знаний в области музыкальной терминологии;
-знаний в области истории музыки: основных стилей, жанров, направлений
классического музыкального искусства, авторских композиторских стилей и эпох;
- навыков общения с аудиторией в условиях музыкально-просветительской
деятельности образовательной организации.
Требование к уровню подготовки учащихся по общеразвивающей
образовательной программе «Фортепиано»
В области музыкально-творческой (исполнительской) подготовки:
Ученик должен знать:
- организацию пианистического аппарата;
- основные способы звукоизвлечения: non legato, legato, staccato;
- постановку игрового аппарата;
- знать нотную грамоту в пределах первой, второй и малой октав, общие
- различные штрихи при игре на фортепиано;
- основные музыкальные термины;
- длинные лиги в моторных пьесах и пьесах кантиленного плана;
-аппликатурные требования, простейшие динамические и штриховые обозначения.
Ученик должен уметь:
- уметь правильно сидеть за инструментом (необходимость наличия подставки на
стуле и под ногами исполнителя – учащегося в младших классах;
- владеть основными приемами звукоизвлечения (nonlegato,legato, staccto),
обозначенное короткими лигами: по 2 – 3 - 4 звука;
- уметь исполнять небольшие пьесы различного характера: народные песни, пьесы с
элементами полифонии, этюды, а также (для более продвинутых учеников) лёгкие
сонатины и вариации.
- подбирать легкие песенки–попевки по слуху.
- различать характер музыки
- играть несложные мелодии в ансамбле с педагогом.
- играть пьесы, различные по характеру, стилю, жанрам;
В области историко-теоретической подготовки:
Должны знать:
выразительные средства
виды музыки;
Должны уметь:
внимательно слушать музыку;
вид музыки;
- выразительные средства;
внимательно слушать музыку;
вид музыки.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план программы «Фортепианно» МБУДО «ДМШ № 2» (далее – Школа) г. о.
Саранск является основным документом, определяющим количество учебных часов,
формы проведения аттестаций учащихся на протяжении всего периода обучения, по
всем дисциплинам. Учебный план сгруппирован по следующим предметным
областям:
- учебный предмет исполнительской подготовки;
- учебный предмет музыкально - теоретической подготовки;
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
Фортепиано» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий
обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы, нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
нагрузка
Затраты учебного времени
Всего часов
1 год
1
16
2
19
32
38
70
32
38
70
64
76
140
Сведения о затратах учебного времени и аттестации
Наименование
№ предметной
области/ учебного
предмета
1 Специальность
(Фортепиано)
2
Сольфеджио
Количество
аудиторных
часов в неделю
Аттестация –
текущий
контроль
2
В конце
каждой
четверти
В конце
каждой
четверти
1
Итоговая
аттестация
В конце года
В конце года
Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих
историко-теоретических знаний об искусстве, приобретение детьми начальных,
базовых музыкально - творческих умений и навыков на инструменте фортепиано.
При составлении учебных планов на учебный год Школа руководствуется
планами, опубликованными в Рекомендациях по образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств
(Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ).
Приобщение подрастающего поколения к музыкальному искусству, постижение
основ музыкального искусства требует предусматривать при реализации
общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам и индивидуально.
Количественный состав групп по теоретическим предметам до 10 чел.
Продолжительность академического часа составляет 40 минут.
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным
предметам определяется Школой самостоятельно с учетом параллельного освоения
детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования).
4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области
образования, график образовательного процесса является частью данной программы.
График образовательного процесса определяет его организацию и отражает:
срок реализации общеразвивающей образовательной программы, бюджет времени
образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы.
В титульной части графика образовательного процесса указываются:
наименование образовательного учреждения, наименование образовательной
программы, срок обучения, дата утверждения графика с подписью руководителя
образовательного учреждения, заверенная печатью образовательного учреждения.
Графики образовательного процесса разрабатываются и утверждаются Школой
по дополнительным общеразвивающим программам в соответствии со сроками
обучения. При разработке графика образовательного процесса Школа
руководствовалась «Рекомендациями по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств».
Учебный год в ДМШ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, делится на 4
четверти. В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние и весенние).
Каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования РМ.
Занятия проводятся с понедельника по субботу в одну с 8.00 до 20.00; воскресенье выходной день. Основными формами организации и проведения образовательного
процесса являются индивидуальные, мелкогрупповые (от 2-х до 10-ти человек) и
групповые занятия (до 17 человек).
Расписание групповых занятий составляется с учетом занятости детей в
общеобразовательных школах. Расписание индивидуальных занятий составляется с
учетом пожеланий родителей и учащихся.
Основной формой контроля учебной работы учащихся является аттестация,
которая может включать в себя академические концерты, технические зачеты,
контрольные уроки, тематические вечера.
Главной формой аттестации является Итоговая аттестация, которая проводится в
конце учебного года и показывает
- качество реализации образовательного процесса;
- качество теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровень умений и навыков, сформированных у учащегося за период обучения.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФОРТЕПИАНО»
Учебно-тематический план
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть
2 четверть
Темы и содержание занятий
Постановка
пианистического
аппарата.
Основные способы звукоизвлечения (non legato legato,
staccato); подбор легких песенок–попевок по слуху.
- различать характер музыки
Закрепление приемов звукоизвлечения.
Нотная грамота в пределах первой октавы.
Кол-во
часов
16
16
Простые пьесы несложного характера
II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть
Темы и содержание занятий
Нотная грамота в пределах первой, второй и малой октавы.
Кол-во
часов
22
Упражнения и пьесы различного характера
из сб.«АЗБУКА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО» и др.
4 четверть
Исполнение небольших пьес различного
характера, народные песни, пьесы с элементами
полифонии, этюды. Чтение нот с листа. Игра в ансамбе с
педагогом.
арактера:
х
16
6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Наиболее распространенными формами контроля являются зачеты,
академические концерты, контрольные уроки.
Основные критерии, применяющиеся при проведении аттестации учащихся по
программе Музыкальный инструмент «Фортепиано»:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 - («отлично»)
Технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 - («хорошо»)
Оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочётами (как в техническом плане,
так и в художественном)
3 - («удовлетворительно») Исполнение с большим количеством недочётов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата
2(«неудовлетворительно») Комплекс серьёзных недостатков (невыученный
текст, ритмические погрешности, отсутствие формы
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- выступление на академическом концерте ;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.
В конце года учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки в
соответствии с программными требованиями,
7. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях создания комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения
высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для
учащихся, их родителей (законных представителей), а также духовно-нравственного
развития, эстетического воспитания и художественного становления личности
учащихся планируется:
• Организация творческой деятельности учащихся путем проведения и участия в
мероприятиях (конкурсы, фестивали, мастер-классы, творческие встречи, и др.);
• Организация посещения учащимися и преподавателями учреждений и организаций
сферы культуры и искусства;
• Использование в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства;
• Организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке
преподавателей и родителей (законных представителей);
• Обеспечение учебно-методической документации по учебным предметам;
• Повышение качества педагогической и методической работы через регулярное
участие преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы,
концерты, творческие отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта
педагогической и методической работы.
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«АЗБУКА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО»
составитель С.А. Барсукова. 2005г.
Песенки - потешки:
«Село солнышко»
«Дождик»
«Сорока»
«Солнышко»
«Снежный дом»
«Одуванчик» и др.
«МАЛЕНЬКОМУ ПИАНИСТУ»
под ред. Б. Милича. 1964г.
Русские народные песни:
«Ой, звоны, звоны»
«Зайчик ты, зайчик»
«Петушок» (ансамбль)
« Как пошли наши подружки»
«Наконец настала стужа»
«У ворот, у ворот»
«Дождик»
М. Раухвергер «Корова»
A. Филиппенко «Новогодняя»
Украинская народная песня «Перстень», «Зайчик и лисичка»
Детская песенка «Ходит зайка по саду», «Ой, ду-ду»
Французская народная детская песня «Стрекоза»
Я. Медынь «Одуванчики»
Ю. Щуровский «Мышонок»
Д. Кабалевский «Ёжик», «Маленькая полька»
Ж. Колодуб «Вальс
B. Витлин «Кошечка» ( ансамбль)
Русская народная песня «На зелёном лугу
В. Витлин «Дед Мороз».
«РЕБЕНОК ЗА РОЯЛЕМ» Н. Соколова
(сборник ансамблей для ф - но, 1983 г.)
«Баю – бай»
«Баба Яга»
«Колокольчик»
«Осень»
«Снеговик»
«Нарисую Кошкин дом»
«В облачные пёрышки»
«Серая коза»
«Снежная игрушка»
«Земляника и лягушки».
«В МУЗЫКУ С РАДОСТЬЮ»
( сост. О. Геталова 2002г.)
Чешская народная песня «Белка» (ансамбль), «Маленькая Юлька»
Л. Хереско «Ледяная гора»
Упражнение «Пчёлки»
Польская народная песня «Два кота»
Е. Тиличеева «Спите, куклы», «Про елочку»
Т. Караганов Гамма- вальс» (ансамбль)
А. М. Красев «Гуси»
Ф. Лещинский «Лошадки»
A. Березняк «Белка»
Английская народная песня «Игрушечный медвежонок»
B. Благ «Чудак» (ансамбль)
Укр. нар.песни «Лепёшки», «Ой, лопнул обруч», «Ой ты, дивчина»
В. Красев «Цветики»
О. Геталова «Рыжий кот», «Мишки в цирке»
А.Филиппенко «Цыплята», «Я на скрипочке играю»
Рус. Нар.песни «Как за синею рекой», попевка «Тень-тень», «Козлик», «Как у наших,
у ворот» (ансамбль)
Б.Берлин «Пони Звёздочка»
Е. Гнесина Упражнение «Лягушки»
И. Визная «Радуга»
«О.Геталова Шаги»
«Г.Эрнесакс Добрый гном», «Часы», «Лягушки танцуют», «Мяу, мяу»
Д. Томпсон «Едет паровоз»
К.Лонгшамп – Друшкевич «Вальс гномов»
А.Бородин «Марш гномиков», «Краковяк"
Г.Портнов «Полька» (ансамбль)
Д.Уотт «Ухти–тухти» (ансамбль)
«Три поросёнка» (ансамбль)
Французская народная песня «Большой олень» (ансамбль)
Б.Савельев «Песня кота Леопольда»
М.Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль);
Белорусская полька «Янка»
Моцарт «Колокольчики звенят»
Латышская народная песня «Барабанщик»
О.Бер «Тёмный лес»
«ИГРАЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ» О. Сотникова
(сборник фортепианных ансамблей.)
Г. Вольфарт «Я играю на рояле»
Ф. Шпиндлер «Ты послушай», «Танец», «Сонатина», I часть.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ» Сборник для начинающих
(составитель С.И. Голованова 2001г.) Часть 1
Песенки - потешки : «Дили - дон», «Василёк», «Лошадки», «Заинька»
Русская народная песня «Весёлые гуси»
И.Соколова «Котик и козлик»
А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»
Чешская детская песенка «Три синички», «Вышивание»
М. Красев «Журавель и лягушка»
К. Лонгшамп – Друшкевич «На катке», «Полька»
Словацкая народная песня «Тыном - таном», обр. Б.Милича
Н.Любарский «Курочка»
М. Красев «Конь»
И. Филипп «Колыбельная»
М.Иорданский «Петя, малый пастушок»
Ю. Вейсберг «Выйди, Маша», из оперы «Гуси-лебеди»
Б. КэркбиМейсон «Виолончель поёт»
А.Степанов «Лакомка»
Французская песня «Тик – так», обр. А. Мендельс
М. Крутицкий «Зима»
П. Берлин «Марширующие поросята».
Сборник «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
(составитель С.И. Голованова 2002г.) Часть II (ансамбли)
В. Моцарт «Тема с вариацией»
B. Калинников «Киска»
А. Филиппенко «На мосточке»
М. Иорданский «Песенка про чибиса»
К. Вебер «Приглашение к танцу», «Песнь о весне»
Л. Бетховен «Сурок».
Сборник «ШКОЛА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ»
(составитель Ж. Пересветова )
Немецкая народная песня «Хоп, лошадка»
C.Фостер «О,Сюзанна»
Английская народная песня «Рубен и Рэйчел», «Кошка»
Д.Томпсон «Ручеёк», «Змейка», «В горах», «По камешкам через ручей»,
«На санках», «На волнах», «Рождественская песня»
М.Шмитц «Марш гномиков», «Прыжки через лужи»
Чешская народная песня «Мой конёк»
Польская народная песня Розочка, Хоровод
Украинская народная песня «По дороге жук, жук»
А.Понкиелли «Танец часов»
Ж. Пересветова «Ах вы, сени»,
Е.Диамондин «Песенка лентяя».
РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
1. О. Геталова , И. Визная «В музыку с радостью».
2. «Первые шаги», сборник для начинающих в 2-х частях . Составитель С. И.
Голованова. 2000г.
3. «Азбука игры на фортепиано». С. А. Барсукова. 2005г.
4. Н. Соколова «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. 1983 г.
5. И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста». 2007 г.
6. О. Черникова «Дорога к синичке». Ансамбли для тех, кто ещё не умеет играть на
фортепиано. 2005 г.
7. О. Сотникова «Играем с удовольствием». 2006г.
8. Ж. Пересветова «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги» .(2008 г.)
9. Л. Хереско «Музыкальные картинки» 1988г.
10. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой». 1997г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Как научить играть на рояле. Первые шаги». Серия Мастер-класс. 2005г.
2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста - Киев: Музична Украина, 1999.
3. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на ф - но. - М.: Музыка, 1989.
4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1984.
5. Королёва Е.А. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» -М.: Владос, 2001.
6. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Изд.6 – Композитор, 1997
7. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. « Путь к музыке» Изд.; Л.: Сов. Комп., 1998г.
8. Хереско Л. «Музыкальные картинки» Изд.; Л.: Советский композитор, 1983
9. Юдовина – Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я - детский педагог»
10. Издательство: «Союз художников», Санкт – Петербург, 2002 г.
11. Юдовина – Гальперина Т.Б. «Музыка и вся жизнь» Композитор, С- П., 2007 г.
12.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фо-но. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.
13.Богино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М.: Музыка, 1974.
14.Гофман И. Фортепианная игра. - М.: Музыка, 1961
15.Музыкальный инструмент (ф - но). Программа для ДМШ– М.: 1988.
16.Класс специального фортепиано. Программа для ДМШ. – М.: 1973.
1.
17.Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных
отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. – М.:
Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический
центр по художественному образованию, 2006.
18.Примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для учащихся
фортепианного отделения. – М.: Федеральное агентство по культуре и
кинематографии. Научно-методический центр по художественному
образованию, 2008.